Граница - ровно посередине. В Приамурье открыли мост из России в Китай

Грузовик, наполненный бутылками с амурским соевым маслом. Казалось бы, что в нем может быть особенного? Эта машина стала одной из первых шестнадцати тягачей, проехавших по новому автомобильному мосту, который соединил Россию и Китай.

   
   

Трансграничный мост через пункт пропуска «Кани-Курган – Хэйхэ» торжественно открыли 10 июня. Событие важное - в открытии приняли участие представители как российской стороны, так и партнеры из КНР.

Кто открывал мост?
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Юрий Трутнев, Заместитель Премьера Государственного совета КНР Ху Чуньхуа, Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев и Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. На площадках на обоих берегах присутствовали губернатор провинции Хэйлунцзян Хуа Чаншэн и губернатор Амурской области Василий Орлов.

Рассказываем, в чем особенность нового моста, почему он ждал открытия два года, и как сооружение сможет повлиять на отношения России и Китая.

Первые шаги

Вопрос возведения моста начали поднимать еще в прошлом веке, а первое соглашение по его строительству по уникальной концессионной модели было подписано 5 июня 2016 года в Харбине. Стороны создали совместную концессионную российско-китайскую компанию. По расчетам специалистов, средства, вложенные в строительство, окупятся в течение 16 лет.

Фото: Правительство Амурской области

Тянуть мост начали одновременно с двух сторон 25 декабря 2016 года, работы велись в течение трех лет.

Длина моста составляет 1080 метров, из которых каждой стороне принадлежит 540 метров, государственная граница проходит посередине моста. Общая ширина проезжей части – 11 метров. 

   
   

Отечественное производство

На полноценный режим работы международный мост перейдет уже 11 июня. Проезд по нему будет открыт ежедневно с 8 до 23 часов, сообщил губернатор Амурской области Василий Орлов.

«По мосту каждый день смогут проезжать более 600 грузовых автомобилей. Современные пункты пропуска в перспективе способны обеспечить до 4 миллионов тонн грузов и 2 миллионов пассажиров ежегодно. Экономический эффект будет ощутим для всего Дальнего Востока и страны в целом. Многократный рост грузооборота принесет пополнения в бюджеты всех уровней, а возможность быстрой логистики даст мощный толчок как к развитию экспорта продукции из России, так импорта товаров», — сказал глава региона. 

Мост через Амур стал грандиозным проектом, его строительство велось круглосуточно, а максимально было задействовано 960 человек с российской стороны. Но были и ещё тысячи людей: проектировщики, дорожники и сотрудники российских заводов, где делали конструкции для моста. Все материалы, из которых построена российская половина, — отечественного производства. Иностранные только ванты. Они произведены во Франции.

ПРОЕЗД БУДЕТ ПЛАТНЫЙ
На данный момент открыто только грузовое движение. Полноценное движение будет запущено после снятия всех антиковидных ограничений. Примерная стоимость проезда по мосту составит 8700 рублей.

Стыковка прошла 31 мая 2019 года. После этого работы с двух сторон ещё продолжались; строительство основных этапов моста было завершено в декабре 2019 года. Общая протяженность мостового перехода – 20 километров. Сюда входит 6 километров дороги в Китае и 13 километров подъездных путей на территории России, в которых ещё 278 метров – это мост через протоку Каникурганскую. Основной мост на российской стороне начинается на острове, поэтому к нему и ведет Каникурганское сооружение.

Фото: Правительство Амурской области

Объект достроили в 2020 году, но пандемия, из-за которой границы закрыли, не позволили запустить движение сразу. Машины могли поехать по мосту только после снятия всех ограничений. 

«Разворот России на Дальний Восток»

Мост значительно сокращает дорогу из Китая в Амурскую область, что снижает транспортные издержки. По мосту будут возить не только грузы, им смогут пользоваться и туристы.

«Это доказательство прочной дружбы. У нас есть хороший друг, который поддерживает в трудную минуту, а также это показывает миру заинтересованность в российских транспортных системах. Построить такой мост без привлечения бюджетных средств – не простая история. Мы каждый день говорим о развороте России на восток, но этот разворот нельзя сделать декларативно. Для этого необходимо расширять БАМ и Транссиб, строить мосты, приводить в порядок пограничные переходы», — сказал Юрий Трутнев.

Фото: Правительство Амурской области

Глава Минвостокразвития отметил, что таких объектов, в том числе железных дорог, погранпереходов, портов, будет все больше - сейчас дефицит провозных мощностей превышает 70 млн тонн в год.

«При текущей динамике товарооборота дефицит провозных мощностейможет удвоиться, поэтому каждый такой проект жизненно важен для Российской Федерации. Важнейший новый проект – это строительство новой железной тихоокеанской дороги из Якутии к побережью Хабаровского края», — сказал Алексей Чекунков.

После завершения строительства пограничный мостовой переход стал собственностью Амурской области и провинции Хэйлунцзян с разграничением права собственности по линии российско-китайской границы.