Глухой вахтер и кнопка «на бумаге». Как защитить хабаровских школьников?

С 12 мая некоторые школы Хабаровска усилили пропускной режим.

   
   

«Вход разрешен только ученикам и работникам школы. Дверь в школу закрывается на ключ. Родители встречают детей у входа. Учителям начальных классов сопровождать учащихся до выхода. Вход и выход учеников строго по расписанию уроков. Прием родителей по заблаговременной договоренности с информированием вахты (когда, во сколько, кто и к кому приходит). Учитель встречает родителя у входа», – сообщается, например, в родительском чате школы №51.

В правительстве края с утра прошел штаб, посвященный вопросам безопасности в учебных заведениях, в 17 часов там планируется заседание по организации безопасности в школах. Все это – отголоски трагедии, произошедшей накануне в Казани.

Не первая трагедия

11 мая в Казани 19-летний бывший ученик гимназии №175 пришел в учебное заведение с дробовиком и расстрелял учеников и учителей. По официальным данным, погибло 9 человек (2 учителя и 7 учеников), 21 человек получил травмы различной степени тяжести. Стрелявший сдался сотрудникам полиции.

«Со вчерашнего дня во всех образовательных учреждениях Хабаровского края, и в школах, и в техникумах, и в вузах, и в детских садах проводится мониторинг существующих мер безопасности. К сожалению, трагедия в Казани не первая из подобных – трагические события происходили ранее и в Перми, и в Керчи. После каждого из них принимались дополнительные меры безопасности, в частности, с тех пор во всех образовательных учреждениях Хабаровского края обязана быть «тревожная кнопка», а также камеры видеонаблюдения. Сегодня по решению правительства края могут быть введены и дополнительные меры. Полагаю, что главная задача – не допустить подобное впредь, для чего необходима и работа психологических служб по выявлению тревожных маркеров. В Хабаровском крае она ведется. Хотя никакие слова и не вернут детей, я и мои коллеги выражаем глубокие соболезнования семьям погибших во время трагедии в Казани. Сил и терпения родителям погибших и пострадавших», – сказала уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Виктория Трегубенко.

Подобные трагедии случались и раньше, в том числе, и в Хабаровске. В 2019 году сотрудники ФСБ помешали планам 18-летнего студента Дальневосточного института управления РАНХиГС. Он собирался расстрелять из обреза, который был у него изъят, учеников и учителей школы №30, в которой раньше учился. Ранее, в 2017 году, 17-летний террорист зашел в здание УФСБ по Хабаровскому краю и стал стрелять из карабина. Погибли три человека, один получил ранения. Стрелявший был застрелен.

В 2019 году в Благовещенске студент устроил стрельбу из ружья в Амурском колледже строительства и ЖКХ. Погибли два человека, включая стрелявшего, трое получили ранения. 

   
   

«Рамка не остановит преступника»

Большинство хабаровских родителей единодушно в том, что в школах нужна профессиональная охрана. Во многих учебных заведениях города эту функцию выполняют пожилые люди, не имеющие никаких специальных навыков.

«То, что произошло в Казани, ужасно и очень болезненно. Сразу против воли примеряешь на себя: а если с твоим ребенком такое случится? У нас в школе – бабушка-вахтер. Добрая приветливая женщина, которая ругает опоздавших. Разве смогла бы она помешать вооруженному преступнику? На двери есть решетка, но на замок она закрывается только на ночь. Очень страшно, но какие еще меры можно ввести? Меры – это неудобства для детей и родителей, а преступника они не остановят. Разве помешает ему пройти рамка? Сейчас наверняка снова ужесточат пропускную систему, хотя в некоторых школах и так дошло до того, что родители не могут встретиться с учителями. Очень страшно, но поможет ли это эффективно защитить учеников?» – говорит мама хабаровского восьмиклассника Валентина Терехова.

В некоторых учебных заведениях на оплату вахтеров скидываются родители.

«В школе, где учатся мои дети, старенький дедушка-вахтер. Он с трудом ходит и очень плохо слышит: фамилии пришедших может разобрать не с первого раза, да и то с трудом. Какое сопротивление он может оказать, если что-то случится? На охрану школы складываемся – около 450 рублей в год, но взнос проходит не как охрана, а как добровольное пожертвование. Не везде в школах есть и работающие тревожные кнопки, и металлоискатели. Думаю, стоит начать с того, чтобы их везде установить и подключить, как положено. И организовать профессиональную охрану – но только кто ее будет оплачивать, опять сами родители?» – поделилась мама трех школьников Олеся Азарова.

Есть родители, которые считают, что и охрана, и турникеты не слишком эффективны.

«У нас есть тревожная кнопка, вахтер – женщина за 60, турникет. Но турникет и охранник, пусть и более молодой и подготовленный, при таких обстоятельствах, как в Казани, не окажутся эффективны. Нет защиты от случайного психа. Все не предусмотреть. И дорогостоящая система электронных пропусков не решает проблему. В одной из школ в Кировском районе был такой опыт. Дети передавали эти карточки друг другу, и в итоге по ним мог зайти, кто угодно. Потом система просто начала «глючить» и массово слать родителям сообщения о входе в здание. В результате ее решили отключить. Что действительно бы повысило безопасность, так это полицейские патрули у школ», – считает отец пятиклассника Дмитрий Джураев.

Впрочем, учебные заведения, где за безопасность отвечает профессиональная охрана, в Хабаровске все же есть.

«У нас заключен договор с лицензированной охранной организацией, у входа в школу дежурит их сотрудник, имеющий право на ношение оружия. Во время уроков входы закрыты, и он патрулирует коридоры. Есть и тревожная кнопка. Посторонних у нас не бывает. Родители приходят к учителям и директору по записи. Сегодня, после событий в Казани, контроль усилен, взрослых в школу не пускают, заходят только ученики. Но у нас нет качественного ограждения. Нам нужен хороший забор, а не сетка-рабица. Давно поднимаем этот вопрос, надеюсь, он решится», – рассказала заместитель директора школы №80 по воспитательной работе Светлана Баландина.

Как и другие педагоги, она потрясена событиями в Казани:

«Узнав о стрельбе в школе, я была расстроена до слез. Страх, удивление, возмущение… Так легко представить себя в такой страшной ситуации на месте наших коллег из Казани. Очень страшно и жаль беззащитных детей. Семьям обещают выплаты – но разве любые деньги могут вернуть людям их родного ребенка, которого они утром спокойно отпустили в школу?»

«Защищать детей нужно не на бумаге»

По мнению сопредседателя Совета отцов, члена Общественной палаты Хабаровска, президента Хабаровской региональной организации по защите прав и свобод человека «Дело жизни» Андрея Никонова, вопросы безопасности детей должны решаться не на местных уровнях, а на государственном:

«Должна появиться целенаправленная федеральная программа, и в ее рамках выделяться средства на должную защиту каждого учебного заведения в стране. Дети – это самое дорогое, это наше будущее, и поэтому защищать их надо не на бумаге, не в отчетах чиновников, а на практике. Нужен грамотный и человеческий подход. Как отец троих сыновей-школьников, думаю, что во всех школах и детских садах нужно для начала организовать качественную систему безопасности. Во-первых, оградить каждое учебное заведение качественным современным забором, не позволяющим проникнуть на территорию. В нем должно быть, как минимум, четыре выхода, чтобы дети не толпились и не мерзли. По периметру всей школы и ограждения должны стоять видеокамеры. Вход и выход – по личному ключу-карте, посылающему оповещение родителям: ребенок вошел в школу. Во-вторых, обязательна профессиональная охрана, а не бабушка с кнопкой. Либо – договор с ЧОП, либо можно привлечь казачество. В-третьих, территорию у школы должна патрулировать машина ДПС – это и количество дорожных происшествий  снизит. Это все важно для того, чтобы не допустить страшные последствия. А для того, чтобы снизить риск возникновения таких ситуаций, нужно заниматься воспитанием детей. Им с малых лет нужно прививать культуру, духовность, патриотизм. Каждый ребенок должен знать и помнить героев, которых в нашей стране больше, чем школ, в том числе и на современных страницах истории. С детьми должны работать психологи и воспитатели, чтобы вовремя направить по верному пути. Может быть, и стрелявшего в Казани можно было исправить, если бы специалисты вовремя обратили на него внимание», – говорит Андрей Никонов.

«Странность» – это звонок

Психотерапевт Екатерина Любачевская считает, что замысел на массовое убийство людей не рождается в одночасье, а формируется и зреет долгий период, в течение которого на ситуацию можно повлиять и не допустить трагедии.

«Как понять, что с ребенком «что-то не так»? Не специалист не сможет поставить диагноз, но практически любой человек может заметить психические проблемы у близких еще на ранних стадиях. Любые отклонения от нормы режут глаз: появляются мысли, что так не должно быть, закрадываются сомнения. Это и есть «звонок» – нужно показаться специалисту. Так работают инстинкты и защитные механизмы. У детей они проявляются в форме необъяснимого страха или напряжения, которое они чувствуют в обществе «странного ребенка». И в итоге они или подтрунивают над ним, или избегают его. И то, и другое неправильно и еще больше провоцирует развитие патологии.

Работать можно с любыми нарушениями и скорректировать их. И чем раньше начать, тем лучше. Если поведение ребенка сильно отличается от его возрастной нормы, если он слишком замкнутый или, например, говорит сам с собой – это могут быть ранние признаки шизофрении, что в целом дает не очень хороший прогноз: чем раньше проявляется болезнь, тем тяжелее влияет на личность.

Что касается стрелявшего в детей в Казани, можно предположить или психическое расстройство, или, что менее вероятно, сильную травмированность личности. И то при условии, что это состояние кем-то подогревается со стороны. Далеко не все травмированные люди берут оружие и идут убивать. Для того, чтобы травмированность переросла в неконтролируемую ярость, которая выплеснется на окружающих, нужна поддержка: кто-то должен старательно подливать масло в огонь», – говорит Екатерина Любачевская.

По словам психотерапевта, ситуация в Казани может сказаться даже на людях, находящихся далеко и незнакомых с потерпевшими.

«Информация о таком страшном происшествии травмирует. Если новости выбили вас из колеи, нужно позаботиться о себе. Во-первых, снизить информационную нагрузку. Во-вторых, можно попробовать заземление через телесные ощущения. Примите теплый душ. Оглянитесь по сторонам и перечислите вслух предметы, которые видите: диван, стол. Это помогает переключить внимание и тем самым снизить уровень стресса. И, наконец, обнимите детей и близких», – советует Екатерина Любачевская.