Французские правозащитники рассказали о правах детей в Хабаровске

В Хабаровске побывали правозащитники из Франции – они выступили на семинаре «Международные аспекты защиты прав ребенка. Практика применения Гаагских конвенций о защите детей» и посетили семью маленькой хабаровчанки, иностранные родственники которой несколько лет хотят увезти ее из России, сообщает «АиФ-Дальинформ».

   
   

Представители Франции присутствовали в здании Российского государственного университета правосудия, где проходил семинар, но выступали из отдельных помещений по зуму.

«Мы единственная двухсторонняя комиссия, которая действует в России и занимается тематикой прав ребенка в условиях семейных конфликтов. Мы ведем дела детей, которые были перемещены в Россию или во Францию – такие дела были несколько лет назад. В российских судах я выступаю как эксперт по французскому праву. Мы вполне можем приехать в любой суд в любой точке страны, как сегодня мы приехали в Хабаровск», – обратился к аудитории судья-координатор в России, советник по правовым и судебным вопросам Посольства Франции в России Бенжамин Данло.

 

По словам Данло, при возвращении детей есть сложности – встречаются судьи, которые «сопротивляются конвенции», а также возникают затруднения, даже если судебное решение принято в пользу возвращения – «приставы говорят, что нет инструмента для исполнения, в результате фактического возвращения ребенка удается добиться не всегда».

Заместитель генерального консула Франции в России, глава канцелярии Николя Жорда отметил, что сейчас в поле зрения французской стороны находятся два случая с детьми из России – в Тольятти и Хабаровске.

В Тольятти, по его словам, представители французской стороны полтора года устанавливали контакт с матерью мальчика, которая не хотела, чтобы ребенок общался с отцом, так как была уверена, что он хочет его забрать. После консульского визита – процедуры, при которой иностранные представители смотрят, в каких условиях проживает ребенок с двойным гражданством – гражданин Франции смог позвонить своему сыну. В конце разговора, как отметили правозащитники, мальчик сказал: «Я – француз», и отец был очень доволен.

   
   
Николя Жорда рассказал о детях с гражданством Франции, живущих в Тольятти и Хабаровске. Фото: АиФ

 

Второй российский ребенок с французским гражданством – 10-летняя хабаровчанка. Ее семью представители Франции навестили на этой неделе. Девочка с раннего возраста воспитывается опекунами – бабушкой и дедушкой из Хабаровска. Ее отец был французом и погиб в результате преступления, совершенного матерью. Ранее родственники девочки с его стороны в публичном поле озвучивали пожелания отвезти ребенка во Францию для постоянного проживания, при этом сама девочка с ними практически не знакома.

«Сейчас у ребенка все хорошо. Она живет в родной семье, в комфортных бытовых условиях, хорошо учится в школе, что отмечается учителями. Семью сопровождают органы опеки. В целом на Дальнем Востоке 7 процессов, связанных с международным разрешением вопросов детства. Один случай связан с Японией, также в прошлом году была ситуация с ребенком, тайно отвезенным из Хабаровска в США – мать-россиянка смогла его вернуть. Однако отмечу, что в подобных ситуациях обе стороны при разводе редко говорят об интересах ребенка, вместо этого заняты решением собственных материальных вопросов при разделе имущества. А ребенок при этом становится заложником взрослых игр. Ему же при этом важны не деньги и ценности, а любовь и внимание родителя. И потому в центре внимания всегда должны быть чувства ребенка», – рассказала уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Виктория Трегубенко.

Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Марина Шелютто, выступая на семинаре, проанализировала мировую судебную практику оснований отказа в возвращении детей в соответствии с Гаагской конвенцией. Она отметила, что обычно, принимая решение о возвращении в другое государство детей, даже похищенных, суды руководствуются их интересами. В частности, стабильностью и комфортом окружающей обстановки в стране нахождения – бытовыми условиями, тем, посещает ли ребенок детские учреждения, есть ли у него сложившийся круг общения, и так далее. Имеет значение безопасность среды, в том числе психологическая – не бьют ли родственники друг друга на глазах младшего члена семьи, а также мнение самого ребенка.

На семинаре «Международные аспекты защиты прав ребенка. Практика применения Гаагских конвенций о защите детей» обсудили вопросы возвращения детей в государства родителей. Фото: АиФ