В с. Дормидонтовка Вяземского района Хабаровского края прошёл 14-й фестиваль варенья. Что вы пропустили, если поленились потратить субботу, и стоит ли запланировать посещение мероприятия на следующий год — в нашем репортаже.
Всё в тумане
Утренний туман нависал над Хабаровском и тревожил: как же ехать в другой район, когда тут и из окна соседние дома с трудом разглядишь? Но делать нечего — фестиваль мы ещё ни разу не пропустили. Как потом оказалось, часть тех, кто планировал привезти варенье на праздник, туман всё же отпугнул.
— Да, сегодня участников меньше, чем обычно. Люди звонили, объясняли, что в такую погоду боятся ехать по трассе. Но надеемся, это не испортит общего впечатления от праздника. Тем более что подготовили большой концерт, приехали творческие коллективы из соседних населённых пунктов, местные таланты тоже готовятся выступить, — говорит руководитель НКО «Исток», организатор фестиваля Галина Павловская.
Впервые на фестивале заметили участников клуба «Реверанс». Впрочем, их трудно не заметить — так уж они выделяются: дамы в пышных бальных платьях и с невероятными причёсками, кавалеры в шляпах с перьями и в костюмах. Их группа смотрелась весьма колоритно на сельской площади. Местные, не стесняясь, их разглядывали.
— Глянь, какие! — восторженно толкает меня в бок аккуратная старушка в классическом деревенском наряде: резиновые сапожки, лёгкое пальтишко и платок. — Я за ними уже круг по площади сделала — всё оторваться не могу. Интересные! Некоторые ж мои ровесницы, а выглядят, как фарфоровые куколки. Вот бы увидеть, в чём они дома ходят! Наверное, тоже такие фыр-фыр!
Лопата — мужского рода
На фестивале заявлены несколько точек притяжения. Самая многолюдная — «Блины на лопате». Сегодня на локации дежурят два Андрея и один Александр. Объясняют: печь блины на костре — мужское занятие.
— Предложили в этом году попробовать испечь самим. Вызвались несколько женщин, но признались, что тяжело. Не физически — здесь жарко очень у костра, дым в глаза, а у женщин — макияж, — говорит один из Андреев.
Их точка заработала раньше указанного в программе времени — «по просьбе трудящихся».
— С годами усовершенствовали сам очаг, сварили под него вроде мангала с решетками, — вытирает пот со лба Андрей. — Вот только стали костёр разводить, как народ уже в очередь выстроился. Ну и чего людей томить!
На угощение ушло три ведра теста, одно ведро с малиной — ягоду добавили для эксперимента. Блины выходят не привычным «солнышком», а «штанишками» — повторяют форму лопаты. Инструмент для них — специальный, с короткими черенками. После праздника их убирают на весь год, до следующего раза.
Благодаря фестивалю, о Дормидонтовке заговорили, да и само село начало меняться: главную площадь облагородили, установили огромную банку с вареньем, с которой обычно фотографируются гости. Появилась детская площадка, спортивная, хорошая сцена и зрительские ряды с навесами — варенье «подсластило» сельскую жизнь. Накануне фестиваля кинули клич в соцсетях и провели субботник: прибрались, подкрасили к встрече гостей.
Да и на самом мероприятии работа нашлась всем. Пенсионер Юрий Иванович с товарищем дежурят в «Чайной». Миссия ответственная — кипятить на костре в огромной кастрюле чай с душистой мятой. В такой по-осеннему свежий день чай — самый ходовой товар!
— Как с утра встал у чайников, так даже не присел. Жду, когда минутка будет хоть пройтись на праздник глянуть, — улыбается Юрий Иванович. — А вы угощайтесь!
Со слезами на глазах
«Варенье Дружбы» — особый ритуал Дормидонтовки. Вкусить его — весь год бед не знать, поэтому все рвутся съесть хоть ложечку. Готовят его тут же, на празднике, в тазу на костре. Ответственные — две сестры Татьяна и Елена. Приглашают гостей пройтись хороводом вокруг тазика с ароматным бурлящим варевом, закинуть в него по кусочку яблока.
— Мы с сестрой живём в разных сёлах: она в Дормидонтовке, а я в Вяземском. Видимся на фестивале и вместе готовим варенье. В этот раз оно состоит из 14 ингредиентов, потому что фестиваль 14-й. Добавили гранат — символ семьи, любви и благополучия. Раздавали бесплатно — доброта и любовь не продаются. Правда, от дыма так глаза разъело, что тарелочку протягиваешь, а у самой слёзы, будто тебе жалко. На самом деле, очень приятно, что люди так полюбили наше «Варенье Дружбы», — смеётся Елена Гурская.
Ягоду для варенья замораживают в пакеты в течение всего года. А разлетается угощение стремительно: полчаса — и уже ложки по дну скребут.
— Конкретного рецепта нет: берём то, что совместимо по вкусу. И всегда советуем: приезжаете на фестиваль — сразу к нам, чтобы успеть. Один мужчина с утра рядом сидел: мол, боюсь пропустить. Через год возьмём тазик побольше! — улыбается поварница Татьяна Павловская.
Грустные пряники
Весте с вареньем с прилавков торговых рядов исчезают сладости, пирожки, мёд.
— Около 300 литров заготовили варенья, 17 видов. За пару часов осталось около 50-ти. Я в фестивале уже 11-й год участвую — покупательский спрос знаю. Но в этот раз удивили: клубничное почему-то обделили вниманием, а малиновое разобрали! — делится жительница Дормидонтовки Наталья Ковалик.
К фестивалю готовилась вся семья Натальи: помимо варенья, на прилавке расположились ажурные свечи, разделочные доски и прочая кухонная утварь.
Возле памятника Ленину много ребятни: классика — Ленин и дети. По соседству с гипсовым Ильичом — столик с красочными пряниками, привезёнными из Хабаровска.
— Быстро разошлись — остались только «С 1 сентября». Пряники ж, в основном, дети берут, а им, видать, не хочется думать, что скоро в школу. Один мальчик даже сказал: «Это грустные пряники». Зато вкусные! — уверяет хозяйка Алёна.
Кстати, одно из условий для участников фестиваля — на прилавке обязательно должно быть варенье — не важно, чем торгуешь. На следующий год обещают сделать праздник ярче — всё-таки к 15-летию подходим!