Дмитрий Демешин: «Каждый бюджетный рубль должен работать на благо людей»

Юлия Кремнева / АиФ

Огромные деньги, которые федеральный бюджет выделил на развитие Дальнего Востока, требуют особого внимания и контроля, в том числе и со стороны прокуратуры.

   
   

Дороги, больницы, школы и социальная инфраструктура — это далеко не полный перечень проектов, на что будут потрачены средства. Вопрос только в том, будут ли они реализованы эффективно и какие проблемы могут этому помешать. Откровенный разговор о том, как ведётся работа над тем, чтобы всё было реализовано максимально эффективно, — в эксклюзивном интервью «АиФ-Дальинформ» заместителя Генерального прокурора РФ по ДФО Дмитрия Демешина.  

Ответственный подход и обязательства

Юлия Кремнева, «АиФ-Дальинофрм»: Дмитрий Викторович, ни для кого не секрет, что большие деньги требуют большого внимания. И у прокуратуры как у органа надзора сейчас работы прибавится. Какие основные направления вашего внимания?

Дмитрий Демешин: Вы, верно, акцентировали, что самое главное — контролировать те огромные деньги, которые направляются на Дальний Восток. 207 млрд рублей в 2021 году было выделено только под нацпроекты в регионах. Уже израсходовано примерно 185 млрд рублей. Что на 89% больше, чем в 2020 году. В целом органы исполнительной власти, государственные и муниципальные заказчики стали работать более эффективно. Смею сказать, что в этом есть заслуга прокуроров. Мы взяли под плотное надзорное сопровождение все стройки, которые идут по госпрограммам, связаны с нацпроектами, — это новые школы, дороги, программы по развитию демографии, социальных направлений и здравоохранения, последняя — с учётом санэпидемситуации, которая имеется в мире. Проблем хватает. Во-первых, это несовершенство строительного комплекса. На ДВ ощущается острая нехватка заводов, которые бы делали уже конечные стройматериалы. Нет необходимых объемов металла с достаточной прочностью. У нас даже далеко не везде есть производства по изготовлению кирпича и газобетонных блоков, бетона или цемента. Но при этом органы власти стараются решать эти проблемы, в том числе с привлечением частных инвестиций, связывая воедино узел реализации госпрограмм и нацпроектов с бизнесом, который нужен и востребован на территории округа. Поэтому развивать эту сферу — задача органов исполнительной власти. Наша же задача — надзирать за законностью, своевременно реагировать и принимать меры, ведь бездействие тоже незаконно. И в данном случае прокуроры как раз и оценивают, насколько быстро, эффективно, в соответствии с нормами закона органы исполнительной власти и госзаказчики реализуют эти проекты во благо людей либо застряли в бюрократических процедурах.

Фото: АиФ/ Юлия Кремнева

— Тем не менее, несмотря на планы и активность федерального центра в части Дальнего Востока, отдельные этапы реализации проектов всё же почему-то «встали на стоп». И проблемы по-прежнему только в бюрократии? Или есть иные причины?

— Увы, довольно часто при проведении проверок мы сталкиваемся с тем, что конкурсные процедуры на проектно-сметную документацию выставляются на конкурсы не в январе, а в августе, и, соответственно, в лучшем случае исполнение проекта начинается осенью, а в декабре госзаказчики начинают разводить руками, мол, вы знаете, а мы не успели. Прокуроры начинают с них спрашивать. Поэтому руководство Генпрокуратуры уже сейчас ставит задачу ввести контроль на всех этапах осуществления контракта. За 2021 год возбуждено 111 уголовных дел по фактам хищения денежных средств при реализации нацпроектов на Дальнем Востоке. Надо понимать, что на дату 1 января все нереализованные деньги отзываются по направлениям федеральных министерств, которые администрируют деятельность по конкретному бюджетному ассигнованию. Есть определенные программы, которые расписаны на два года, и губернаторы просят иногда федеральных министров и договариваются с Правительством РФ о пролонгации проектов и выделенных средств, но это исключение из правил, более того, это отступление от бюджетного правила в целом. Но людей не должна беспокоить вся эта бюрократия. Их интересует, насколько эффективно используются выделенные деньги и, где реализованные проекты и построенные объекты.

— И какие регионы в прошлом году потеряли деньги и приобрели уголовные дела?

   
   

— Если разложить все 111 уголовных дел, то получится примерно поровну на все регионы. Меньше всего на Чукотке, потому что там реализуются не все нацпроекты. Больше всего в Приморье, Хабаровском крае, Якутии, Амурской области, то есть в более крупных регионах, где и проблем, естественно, больше. Но не стоит считать, что хитрят только чиновники: к уголовной ответственности привлекаются и подрядчики. Один из примеров — по результатам прокурорской проверки в Нерюнгри в Якутии возбуждено уголовное дело в отношении директора управляющей компании по факту хищения бюджетных средств, которые были выделены на площадки для детей на придомовых территориях. Если говорить простым языком, он взял и нагло положил эти деньги себе в карман. И подобных примеров много. Но в этом случае у нас вопрос не только к исполнителю, а также к контролерам в лице регионального министерства, которое должно было следить за выполнением проекта не на бумаге, а лично присутствуя на площадке. Поэтому перед нами стоит задача оценивать отсутствие должного контроля с позиции бездействия и давать оценку вплоть до административной дисквалификации. Наша задача — усилить ответственность на всех уровнях, чтобы не только директор УК ответил по закону. В начале года, как правило, мы уже предостерегаем региональные власти об ответственности за провал реализации конкурсных кампаний. И поверьте, те, кто думает, что это шутки, глубоко заблуждаются, сейчас задача прокуроров не просто пальцем погрозить, а делать так, чтобы все, кто участвует в проектах, где есть хоть один бюджетный рубль, чувствовали ответственность. Поэтому ближе ко второй половине года от предупреждений мы переходим к спросу. И касается это не только сроков исполнения, но и качества.

От медицины до ЖКХ

— Генеральный прокурор РФ Игорь Викторович Краснов, побывав регионах ДФО, отметил, что чаще всего люди жалуются на проблемы в здравоохранении. Есть ли пути решения?

— Очень болезненный вопрос и для жителей, и для нас. Мы стараемся разграничить спрос с администраторов процесса и врачей, тем более в такое нелегкое в эпидемиологическом плане время. Поток жалоб от жителей ДФО крайне велик. И, конечно, мы не можем закрывать на это глаза. В 2021 году прокурорами округа восстановлены права более 36 тысяч граждан. Особое внимание к вопросам о своевременности оказания медицинской помощи, доступности вакцинации, особенно в отдаленных районах. И спрос с тех людей, которые не обеспечили сохранность вакцины. Такие факты были и получили уголовно-правовую оценку. Увы, но нарушения в части иммунопрофилактики населения были установлены практически повсеместно, особенно в регионах, куда сложно добраться. Это, например, Бурятия, Якутия, Забайкалье и отдаленные территории Хабаровского края, Приморья и Магадана. Мы везде выявляли эти факты. Но больше всего нас беспокоит то, что в борьбе с ковидом забыли про другие заболевания. И наша задача — контролировать, как соблюдаются права людей, которые страдают от других, не менее серьезных болезней. Прокуроры в районах по поручению генпрокурора РФ Игоря Краснова взяли под надзорное сопровождение отдельные программы здравоохранения, и оказалось, что многие региональные власти почему-то с пандемией их недофинансируют, но надо отметить, что в 2021 году ситуацию нам удалось выровнять.

— Еще одна больная тема для ДФО — ЖХК и строительство нового жилья. Знаю, что это довольно часто становится предметом интереса прокуроров. Как обстоят дела по этому направлению?

— Во-первых, прокуратура пристально надзирает за органами контроля. Ключевой орган здесь — Ростехнадзор, который выдает паспорта готовности к отопительному сезону. И, конечно, наша работа начинается еще летом. Чаще всего проблемы заключаются в отсутствии модернизации сетей, неготовности котлов, больших теплопотерях, большом количестве аварий. У нас имеется постановление правительства, согласно которому регионы должны модернизировать не менее 5% сетей в год. На Дальнем Востоке порядка 50% сетей в ненормативном состоянии, и, конечно, это большая проблема. Очень важный момент — тарифообразование. Прокуроры выявляют нарушения в формированиях тарифов практически во всех регионах. Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании пытаются включить в тариф расходы, которые не предусмотрены законом, часто затягивают работы. Например, при наличии собственной бухгалтерии зачем-то нанимают сторонние организации или за счет потребителя пытаются обновить свой автопарк. Все это недопустимо, и при надзоре в этой сфере мы часто направляем материалы в УФАС, ставим вопрос перед региональными департаментами по регулированию тарифной политики. Также следим за тем, чтобы ресурсные организации и УК полученные от населения деньги тратили только по прямому назначению. И в этом, надо отметить, нам во многом помогает само население своими обращениями. Подобные меры контроля со стороны прокуратуры в 2021 году помогли снизить долг предприятий коммунального комплекса на 8 млрд рублей. Почти 1500 км коммунальных сетей было отремонтировано. 183 объекта коммунальной инфраструктуры наконец были поставлены на муниципальный баланс. Еще одна большая проблема — аварийные дома, расселение которых входит в обязанности органов власти. В округе числится более 20 000 аварийных домов, больше половины из которых были признаны таковыми еще до 2017 года. Все они подлежат расселению до 2025 года в рамках реализации адресных региональных программ, которые утверждены в том числе постановлением Правительства России. Тем не менее пока выполнение этой работы вызывает у нас беспокойство. В 2021 году некоторые регионы не выполнили план. В ЕАО программные мероприятия реализованы лишь на 25%, на Сахалине — на 70%, в Приморском крае — на 87%. А в целом в округе уровень исполнения этой программы 96,1%. Необходимо разобраться в причинах, где нарушен закон, где нарушены подзаконные нормативные правовые акты. Для нас главное не репрессии в отношении чиновников, а чтобы те, кто получает за это зарплату, отрабатывал ее перед гражданами на все 100%.

Закон для всех один

— Частные инвестиции. Государство уже многое сделало, чтобы дать бизнесу возможность работать без дополнительного контроля и давления, но в период пандемии расслабились все. Но ведь исполнение закона не терпит посредственного отношения?

— Ситуация гораздо глубже, чем кажется. Все имеет значение — и качественная работа контролеров, и серьезное отношение к исполнению закона самого бизнеса. Да, органы контроля за эти два года санитарных ограничений истосковались по проверкам, а ведь на территории ДФО действуют свыше 414 тысяч юрлиц и ИП. Они дают работу не только себе, но и жителям региона. За прошедший год прокуроры выявили более 17 тысяч нарушений в сфере государственного контроля, к дисциплинарной ответственности привлечено более 2500 должностных лиц. Это много. И в связи с этим руководство Генпрокуратуры ставит задачу более жестко спрашивать с тех контролеров, которые в обход установленного порядка, без учета ориентированного подхода выходят на проверки бизнеса. С 1 июля 2021 года заработала новая система контроля надзорной деятельности, которая призвана снизить административную нагрузку на бизнес. Сократилось количество плановых проверок. Но это не говорит о том, что предприниматели должны игнорировать выполнение возложенных на них законом обязанностей. Особенно это касается предприятий, связанных с опасным производством. Мы будем активно реагировать на те факты, которые в работе частных организаций вызывают большое раздражение у людей и нагнетают социальную напряженность. Например, если речь идет о загрязнении окружающей среды или безопасности населения. Тем же, кто соблюдает закон, опасаться нечего. Внимание контролеров будет направлено также и на те компании, которые используют в своей работе бюджетные средства, особенно если речь идет об инфраструктурных проектах.

Что касается ТОР, то здесь основная задача прокуроров — помогать, убирать административные барьеры, и здесь я благодарен полпреду Юрию Трутневу и Министерству по развитию Дальнего Востока за то, что наши мнения по этому вопросу полностью совпадают и любые проблемы решаются в оперативном порядке. Как пример — в декабре я посещал Камчатку и проводил личный прием. Пришли несколько человек, которые являются резидентами ТОР, и в деталях рассказали, что они годами не могут подсоединить свои объекты к коммуникациям или оформить землю, которую по факту они на протяжении ряда лет эксплуатируют. Все это послужило основанием поставить вопрос о несоответствии занимаемой должности директора ТОР. Министр по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков в тот же день принял решение об увольнении не справившегося с задачами чиновника. Сейчас пришла женщина, которую я заверил в поддержке, и надеюсь, что бизнес на полуострове сможет развиваться и приносить прибыль региону. Стоит сказать, что в качестве резидентов ТОР в округе зарегистрировано более 500 юрлиц, а общая сумма запланированных инвестиций составляет более 4 трлн рублей. Это огромные деньги. Почти 100 тысяч новых рабочих мест предусмотрено после того, как эти объекты будут запущены в жизнь. Это важно, поэтому прокуроры контролируют все текущие процессы и сопровождают проблемные моменты, но главное, чтобы сам бизнес не замалчивал проблемы, не доводя ситуацию до тупика, что в итоге вредит не только бизнесу, но и интересам государства и людей.

Фото: АиФ/ Юлия Кремнева

— А насколько сам бизнес готов исполнять закон, чтобы не краснеть перед надзорными органами?

— Конечно, бизнес тоже должен выполнять взятые на себя обязательства. Резиденты ТОР заключают контракт с «Корпорацией развития ДВ», они берут обязанность построить, вложить, инвестировать. Да, государство помогает им в виде особых налоговых режимов, подведением инфраструктуры, предоставлением площадок. Вот если бизнес не выполняет свои обязательства, мы детально разбираемся, почему. Есть и другая категория бизнеса, которая использует органы контроля и правоохранительные органы и прокуратуру для манипуляций. Нехорошая история, когда один бизнесмен в конкурентной борьбе пишет или инициирует проверки соседа. Но тем, кто работает честно и уважает закон, опасаться нечего. Даже наоборот, учитывая нынешнее законодательство, субъект бизнеса может заработать себе хорошую репутацию и оградить себя от необоснованных проверок контроля. Ну а тем, кто привык хитрить, стоит задуматься.

Думать о будущем

— Дальний Восток подвержен природным катаклизмам. В прошлом году в Якутии выгорело свыше 8,5 млн гектаров леса. Прямой ущерб, который установлен, достиг 3 млрд рублей. Возбуждены уголовные дела. Но что же делать, чтобы таких ЧП было меньше?

— В прошлом году действия федеральных органов власти и прокуроров были полностью солидарны. Итогом стало увеличение финансирования на 6 млрд рублей только на текущий год на лесоохрану. Но главное — это своевременная готовность к опасному периоду. Ситуация в Якутии, увы, показала, что в большей степени о минерализованных полосах и пожарных водоемах вспоминали, только когда огонь уже вплотную подступал к населенным пунктам. Но и сейчас уже наблюдается перекос в понимании региональных властей того, что дополнительные средства выделены, но и регионы должны закладывать средства из своего бюджета на противопожарные или паводковые мероприятия. И многие, почему-то узнав о федеральных деньгах, радостно забрали свое финансирование, и мы их поправляем.

Еще один момент — это своевременное проведение мероприятий, которые требуют больших трудозатрат. Специфика ДВ в том, что как только наступает весна, начинаются паводки и пожары, это предсказуемо. И в этом году мы планирование и подготовку регионов заранее взяли под надзорное сопровождение и занимаемся этим уже с февраля. Техника и оборудование для лесопожарных станций должны быть закуплены и готовы к работе своевременно. И это крайне важно, ведь во многих регионах степень изношенности пожарного оборудования достигает 90%. Особенно в отдаленных районах. Наша задача — чтобы выделенные деньги были потрачены эффективно. В том числе поставлена задача формировать практику привлечений к уголовной ответственности и фиксировать нарушения по тем же пожарам. В этом нам помогает космомониторинг.

По паводкам немаловажный фактор — отсутствие точных прогнозов. Причина — низкая организация сети метеонаблюдений. Недостаточно постов, особенно на сложных территориях в Якутии, Хабаровском крае, Амурской области, Приморье и ЕАО. Конечно, эти вопросы поставлены перед федеральным центром — Росгидрометом и министром природных ресурсов. Профилактика должна быть своевременной уже сейчас, дамбы должны быть спроектированы, отсыпаны, и мы должны быть готовы к паводку.

— Вы сделали акцент на важности соблюдения закона в бизнес-сфере и среди чиновников, но ведь, увы, правовая грамотность населения по-прежнему низкая. Знаю, что прокуратура сформировала специальную смену в лагере «Океан». Чему вы там учите детей?

— Стандартные механизмы размещения правовой информации не всегда достигают своего результата среди населения. Ведь пользователями сайта прокуратуры являются зачастую только юристы, правоприменители в узких сферах. Мало это затрагивает и интересы нашего молодого поколения. Именно поэтому Генпрокуратура приняла решение заключить соглашение с всероссийским детским центром «Океан», который собирает самых творческих детишек с ДФО. Важная задача — формирование у наших детей нравственных основ поведения и аксиом правового поведения в обществе. Но и не секрет, что мы хотим заинтересовать их работой на государство и найти для себя лучшие кадры. Конечно же, «Океан» — это очень творческая площадка для развития детей. И наша задача — тоже творчески подойти к процессу и развить правильное понимание у детей того, что честным быть выгодно. Жить по закону выгодно. Потому что ты будешь защищен, ты сможешь спать спокойно, ты сможешь развиваться и помогать другим людям, обладая тем набором знаний, которые представляет нормативно-правовое регулирование механизмов в государстве и обществе. Возможно, кому-то правоведение понравится, и кто-то из детей, кто еще учится в школе и отдыхает в «Океане», решит поступать в филиал университета прокуратуры Дальневосточного юридического института. Это будет очень приятно. Как раз на днях я читал там лекцию и рассказывал студентам, что мы хотим видеть в них. Куда им стоит направить вектор своего развития, что им стоит сделать, чтобы быть социально ответственными, профессиональными и грамотными личностями.