На минувшей неделе хабаровская редакция «Аргументов и фактов» присоединилась к всероссийскому проекту нашего издания «Здоровая нация». Напомним, это проект ИД «Аргументы и факты» и Министерства здравоохранения РФ. В течение ноября во всех городах, где представлен «АиФ», эксперты и журналисты проводили беседы-лекции о здоровом образе жизни.
Соломку везде не подстелешь
В Хабаровске прошли две встречи. Одна была посвящена детскому травматизму. Слушателями стали учителя средней школы №10, провёл беседу врач Дальневосточного поисково-спасательного отряда МЧС России Александр Лунин.
Учителя оказались весьма заинтересованной аудиторией. Дело в том, что недавние изменения в законе об образовании обязывают педагогов уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
- Конечно, мы всеми силами стараемся защитить детей, обезопасить, но это дети, бывает всякое – падают, катаются с горки, сшибают друг друга. И очень важно, чтобы учитель знал как вести себя в подобных ситуациях, - считает директор школы №10 Татьяна Струценко. – Разумеется, у нас есть протокол действий, все педагоги подготовлены, но получить информацию из первых рук, от спасателя – это замечательно.
Александр Дмитриевич начал с общих моментов: как понять, что человеку требуется помощь, что нужно сделать и чего делать категорически нельзя. Например, нельзя следовать глупым советам из Интернета, вроде такого: при поражении током или молнией закопать пострадавшего до пояса в землю, чтобы из него «вышло электричество».
- Прежде всего, убедитесь в собственной безопасности: нет ли угрозы обрушения каких-либо конструкций, оголённых проводов в сочетании с влажным полом и тому подобное. И только потом подходите к пострадавшему, - объяснял врач. – Ни в коем случае не трясите его, не бейте по щекам, не дёргайте. Вы же не знаете, что с ним, подобными резкими движениями можете причинить ему дополнительный вред.
Спасатель напомнил, что когда речь идёт о пострадавшем ребёнке, рядом с которым находятся его родители или опекуны, необходимо сначала получить их согласие на оказание помощи. В противном случае, даже если вы спасёте ему жизнь, рискуете получить иск в суд. Да, и такое возможно.
Александр Лунин рассказал, точнее, показал, как правильно проводить сердечно-лёгочную реанимацию. «Жертвой» выступил Гоша – специальный манекен, который мигающими лампочками подсказывает, правильно ли проводится реанимация.
- Подождите, а если у него рёбра сломаны, не сделаем ли мы хуже? – поинтересовалась редактор «АиФ-Дальинформ» Юлия Терентьева. – Тем более, если это ребёнок.
- Если будете давить на рёбра, то можете сломать. Но смотрите, как я ставлю руки: посредине, точно на грудинную кость (инструкцию по проведению сердечно-лёгочной реанимации можно посмотреть здесь). Рёбра же слева и справа. И чем младше ребёнок, тем меньше сила воздействия. Совсем маленьким детям реанимацию проводят, надавливая не ладонью, а пальцами, - спасатель наглядно демонстрировал нюансы, Гоша подмигивал зелёными лампочками. Тридцать нажатий на грудину – один вдох изо рта в рот. Но можно обойтись и без вдыхания, если это по каким-либо причинам невозможно, главное – массировать грудную клетку.
Учителя попросили рассказать, что делать, если ребёнок поперхнулся за обедом – короткие перемены вынуждают детей есть очень быстро.
- Если он кашляет, то это хороший признак, тут достаточно психологической поддержки. Если дыхание явно затруднено, видно, что человек уже задыхается, есть приём Геймлиха (описывать его не буду, есть обучающие видеоролики МЧС, где все показано наглядно – прим. авт.), - спасатель продемонстрировал способ на Гоше.
Спасатель рассказал об одной странной игре, который увлекаются школьники по всей стране, в том числе и в Хабаровском крае. Один ученик быстро-быстро дышит, затем второй с силой упираясь ему в грудь, прижимает к стене, от чего первый может потерять сознание. Судя по реакции учителей, они слышали о такой «забаве».
- В большинстве случаев дети быстро приходят в себя, но если обморок продолжается, помните, что в аптечках есть нашатырь. Совать пузырёк в нос пострадавшему нельзя, нужно немного намочить платок или ватный тампон и помахать перед лицом человека. Как правило, он приходит в себя, - напомнил врач.
И, конечно, если речь идёт о серьёзном ушибе, ударе головой, кровотечении, длительном обмороке и так далее, нужно вызывать «скорую помощь».
- Называете адрес, количество пострадавших – это важно, потому что машины приезжают по одной на каждого пострадавшего, обязательно указать возраст и симптомы, а также вероятные причины травмы – упал с лестницы, ударился об дверь и так далее. Это необходимо, чтобы диспетчер понимал: требуется ли выезд, например, реанимационной на место, - отметил А. Лунин.
В завершении встречи спасатель пожелал педагогам заботиться не только о детях, но и о себе, особенно в такой гололёд и холод.
Подробнее о правилах оказания первой помощи смотрите здесь – на сайте МЧС, есть и учебный фильм «Первая помощь в РФ».