Поводом для пресс-ланча стало официальное вступление в должность нового руководителя управления Федеральной службы судебных приставов Хабаровского края Дмитрия Анатольевича Маклакова. На столах стояли кофе и конфеты, однако у гостей и хозяев особо не было времени наслаждаться сладостями.
Лист к производству
Началось всё довольно формально: главный пристав сообщил, что в I полугодии 2015 года были полностью выполнены 155 исполнительных производств, из них около 96% - имущественного характера, то есть связанные с деньгами, на общую сумму более 2 млрд рублей. Дмитрий Маклаков обратил наше внимание на то, что из этой суммы 635 млн рублей перечислены в бюджеты всех уровней, а на содержание самого управления из федерального бюджета в этом году выделено 745 млн рублей. То есть приставы, подчеркнул он, не сидят на шее у государства, с лихвой отрабатывая затраченные на них деньги.
Посетовал Дмитрий Анатольевич на то, что если сумма долга меньше 3 тысяч рублей, нельзя арестовывать имущество. Большинство же исполнительных производств как раз связаны с незначительными суммами - тысяча, две, пять. И тянуться такая задолженность может достаточно долго, что ухудшает статистику.
«За рубеж не выпускаем тех, у кого долг десять тысяч рублей и больше, - объяснил главный пристав края. - В этом году за пределы нашей Родины не выпущены 10 711 человек, задолжавшие в общей сложности 47 млн рублей».
К тем, у кого сумма накопилась свыше трёх тысяч рублей, арест имущества применим. В 2015 году было около 3700 случаев ареста имущества должников - как физических, так и юрлиц. Кстати, если сумма долга меньше 25 тысяч рублей, снять эти деньги с банковского счёта должника может и сам кредитор, без участия судебных приставов.
«Есть решение суда, есть исполнительный лист. Вы точно знаете, что в таком-то банке у вашего должника есть расчётный счёт. Обращаетесь туда с документами, и банк со счёта должника снимает обозначенную сумму», - обрисовал процесс Дмитрий Анатольевич.
Им гордиться нечем
Конечно же, не могли мы обойти тему алиментщиков. Оказалось, что в работе приставов главная сложность - не найти горе-родителя, а… трудоустроить его.
«Первое, что выясняет пристав, - есть ли у должника работа. И в большинстве случаев её нет, - констатировал Д. Маклаков. - Поэтому приходится отправлять его на биржу труда. Самые упорные неплательщики рискуют стать известными: его фото, имя и сумма долга по алиментам попадёт на «экраны позора». В центре Хабаровска таких два - на пл. им. Ленина и напротив мэрии».
Стоп, а не нарушает ли такая форма прав алиментщика? Ведь это персональные данные, вмешательство в личную жизнь и так далее. Главный пристав встрепенулся:
«Попадают на экран только те, кто должным образом был уведомлён о наличии у него задолженности, кому давали возможность погасить её, кто накопил значительные суммы. Всех подряд мы на эти экраны не ставим, только самых злостных».
Я поинтересовалась, были ли случаи, когда приставы использовали соцсети для определения реального дохода должника.
«Бывало, да, - кивнул головой собеседник. - Нам говорит, что денег нет, а сам выкладывает фото, где он на фоне пальм на отдыхе, или в дорогой машине».
К слову, в этом случае приставов нельзя обвинить в нарушении тайны личной жизни. Вы же, господа алиментщики, сами, добровольно выкладываете «компромат» в сеть. Так что, либо не хвастайтесь всем подряд, либо заплатите ребёнку и отправляйтесь на все четыре стороны.
Непонятные доходы
Кондиционер перестал справляться: журналисты подняли тему «детских денег» - пособий, выплачиваемых на детей, матерям-одиночкам и многодетным родителям. Частенько в таких семьях накапливаются финансовые проблемы и, как следствие, появляются долги: по коммунальным платежам, по кредитам. Открывается исполнительное производство и приставы арестовывают счета должника. Под арест и списание попадают, в том числе, и «детские».
Но, по закону, социальные выплаты, к которым относятся и пособия на детей, не подлежат списанию. На стороне должника в этом случае статья 101 Закона № 229-ФЗ, в ней приведён перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание. В частности, на денежные суммы, выплачиваемые для возмещения вреда, причиненного здоровью человека, пособия на детей, алименты, материнский капитал. Так почему же судебные приставы невольно нарушают этот закон? Разве по источнику поступления средств не ясно, что вот эти полторы тысячи рублей - детское пособие, а вот эти пятнадцать - зарплата, поинтересовалась я у Дмитрия Анатольевича.
- Человеку на один счёт может поступать несколько видов доходов, но банк не различает их. Нам он даёт лишь сам счёт и сумму на нём, мы тоже не видим, что это за деньги, - объяснял судебный пристав.
- Но можно сделать запрос в банк и попросить разъяснить источники поступления денег.
- У нас нет таких полномочий, сам банк не может разобраться с видом доходов. Социальные пособия обычно начисляют на счёт, который получатель открывает сам, в соцструктуры он даёт только реквизиты. Вот если бы такие счета открывали сами соцслужбы, тогда сразу было всё ясно.
Бремя доказательств, как говорят юристы, в данном случае лежит на самом должнике. Если у вас есть долги и карточка, на которую поступают пособия, лучше выйти на личный контакт с приставом и объяснить, что за деньги лежат на вашем счёте, рекомендовал Д. Маклаков. Лучше, конечно, объяснять со справкой в руках. Кубышку - накопительный счёт - приставы арестовывают с чистой совестью. А если карта зарплатная, то есть, открыта вашим работодателем, можно взять в банке справку - такой счёт является целевым и открывается для начисления заработной платы. Закон не разрешает полностью лишать гражданина зарплаты, только какой-то её части. Ведь человек, лишённый средств к существованию, - потенциальный преступник.
Правда, иногда бывают случаи, что, даже узнав, какой счёт арестован, пристав не спешит менять ситуацию. К счастью, таких примеров не так много, во всяком случае, по официальной статистике.
Досье «АиФ-Дальинформ»
Дмитрий Маклаков, родился в 1969 году в Республике Карелия. Окончил Волгоградскую высшую следственную школу МВД СССР. Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса.
Непосредственно курирует деятельность:
- отдела государственной службы и кадров;
- отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны;
- контрольно-ревизионного отдела;
- отдела организационно-контрольной работы;
- отдела взаимодействия со средствами массовой информации.
Справка «АиФ-Дальинформ»
Пресс-ланч - одна из форм общения с прессой. Предполагает более длительную, чем брифинг, и менее формальную, чем на пресс-конференции, беседу: журналисты и спикеры сидят за одним столом, пьют чай или кофе, и между делом задают вопросы. Впрочем, так бывает лишь в самом начале. Как и в обычной жизни, застольные беседы к середине встречи переходят в бурное обсуждение, только, разумеется, в рамках Уголовного кодекса.
Смотрите также:
- Более 100 тысяч жителей Хабаровского края могут лишить водительских прав →
- Найти каждого: что делать, если ваш ребёнок потерялся →
- Почему высох хабаровский «Амур»? →