Новый год во времена Российской империи не был главным праздником у хабаровчан — больше внимания наши предки уделяли Рождеству Христову. Однако два этих события тесно переплетались между собой, а в светском обществе иногда практически не разделялись. Некоторые традиции тех лет — украшение ёлки, обильное застолье, уличные гуляния — в изменённом виде дошли до нас, но и непривычного современному человеку тогда было немало.
Чем жители молодого Хабаровска занимались в новогодние и рождественские праздники, как развлекались, где чаще всего проводили время и что подавали к столу, рассказала «АиФ-Дальинформ» заведующая культурно-просветительским отделом городского музея истории Василина Мишоян.
Подготовка и начало торжеств
Зимний праздничный сезон начинался задолго до наступления Нового года. Местные газеты пестрели объявлениями о том, что в магазины поступили новые ёлочные игрушки, а в городское ателье — маскарадные костюмы с иголочки. Заранее печатались афиши о предстоящих концертах, мероприятиях и благотворительных программах.
«Сезон праздничных увеселений наступает и обещает быть довольно разнообразным. В Хабаровском Общественном собрании во время предстоящих праздников Рождества Христова, назначены: танцевальный вечер — 27-го, членский маскарад — 29-го, танцевальный вечер и встреча Нового года — 31-го (за бокал шампанского уплачивается 1 рубль по подписному листу у швейцара собрания). 1-го января устраивается вечер в помощь нуждающимся учащимся, 3-го танцевальный вечер», — говорится в номере «Приамурских ведомостей» за декабрь 1901 года.
Довольно популярна у хабаровчан была лотерея-аллегри. Из специальных барабанов каждый желающий мог взять «билетик счастья» — все они были выигрышными без исключения, но призы участникам доставались символические. Вырученные деньги огранизаторы отдавали на благотворительность.
Начинались новогодние праздники Рождественским Сочельником 24 декабря по старому стилю. Для высших чинов и знати города день Рождества открывался божественной литургией в Успенском соборе, которая сопровождалась духовной музыкой Чайковского и Рахманинова и хоровым торжественным пением «Боже, Царя храни». После этого зажигались огни на рождественских ёлках, раздавался праздничный залп из войсковых орудий. Проводились и военные парады, но они были редкостью из-за сильных морозов.
У взрослых — благопожелания, у молодёжи — проказы
Массовые гуляния в дореволюционном Хабаровске устраивали по всему городу, но чаще всего точками притяжения выступали три места — каток у Алексеевской женской гимназии, Общественное собрание и Военное собрание. Последние два нередко соперничали друг с другом: какое проведёт больше мероприятий и соберёт больше гостей.
«В Военном собрании встреча Нового года прошла с редким оживлением, при многолюдном стечении посетителей. Вместе с тем в этот день в собрании был назначен танцевальный вечер, удавшийся как нельзя лучше. В полночь, с первым боем часов, танцы были прерваны, запенились бокалы, раздались взаимные поздравления, благопожелания, тосты... Многие приехали к моменту встречи — указатель, что этот момент нескучно протекает в Военном собрании, в большом, но тесном кругу сослуживцев, друзей и добрых знакомых. Танцевали долго. Веселье затянулось до четырёх часов», — писал Николай Крадин в книге «Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне».
Популярностью у хабаровчан пользовались новогодние балы-маскарады, куда подбиралась самая изысканная одежда. Несмотря на трескучие холода, многие были не прочь съехать на санях с ледяных горок или покататься на коньках у Алексеевской гимназии. А молодые люди развлекались на Рождество колядками и гаданиями, которые часто заканчивались изобретательными проделками: «То дворовых псов вместе с будками переместят от соседа к соседу, то поленницу дров перенесут на другое место, то приморозят наружную дверь в дом, то сани или дровни затащат на крышу дома, то в трубу вставят дьявольские приспособления, что утром из печи весь дым идёт в избу».
Другая необычная новогодняя традиция — катание на собачьих упряжках, появившаяся в обиходе с 1894 года при генерал-губернаторе Сергее Духовском. В город приезжали нанайцы, которые на запряжённых собаками нартах катали всех желающих по городу — и даже развозили по домам.
«Милый дед, я хочу куклу»
Ёлку ставили почти в каждой городской семье со средним достатком — среди крестьян эта «барская» традиция не прижилась. Деревья покупали в кондитерских, там же для них выбирали украшения. Была и главная городская ёлка — она располагалась на катке у Алексеевской гимназии.
Наряд для новогодней красавицы обходился недёшево. Сама ёлка стоила 10-20 рублей, а за один стеклянный шарик можно было заплатить целый рубль, а то и два — по сегодняшним меркам эти суммы исчисляются в тысячах. Несмотря на такие внушительные расценки, вешать на ёлку прошлогодные украшения считалось дурным тоном. Чтобы не тратить лишнего, многие делали их сами: из ваты, папье-маше или картонажа.
Новогоднее меню наших предков отличалось от современного — никаких салатов с майонезной заправкой, заливного и тем более мандаринов. Зато были популярны капустные блюда — а вот молоко и молочные продукты долгое время оставались редкостью. Добыть их к празднику считалось настоящим чудом, и часто именно они становились главным украшением стола.
«Праздничный базар 6 декабря отличался особенным многолюдством. Появились в продаже редкостные для нашего города молочные продукты — молоко, масло, творог и сметана. К сожалению, всё в замороженном виде. Все эти продукты оцениваются чуть ли не на вес серебра. Так, например, 1 фунт сметанного масла [стоит] 1 рубль и дороже» — говорится в книге Марии Буриловой «Общество старого Хабаровска».
Как и мы, хабаровчане в позапрошлом веке не представляли зимние праздники без подарков. Особое внимание уделялось детским презентам. Ежегодно благотворительное общество устраивало рождественские ёлки для воспитанников Хабаровского приюта. Малыши получали игрушки и лакомства, ребята постарше — книги. Подобные мероприятия обычно спонсировались местными меценатами — Пьянковыми, Чуриными и другими купеческими семьями.
Для гимназисток и учащихся кадетской школы ёлка устраивалась в атаманском зале резиденции генерал-губернатора края. Жена генерал-губернатора Варвара Духовская раздавала подарки девочкам, а кадетов наделял ими лично её супруг, Сергей Духовский. В антрактах между танцами, пением и постановками детям демонстрировали волшебный фонарь — по аналогии с нашими кинопоказами.
«Одних взрослых, не считая главных хозяев праздника — детей — было приглашено около трёхсот человек. Самая ёлка помещалась внизу, в манеже, чрезвычайно изящно декорированном, одна из стен которого была задрапирована знамёнами, украшена боевыми принадлежностями и зеленью, эффектно обрамлявшими большие портреты Государя Императора и Государыни Императрицы, Августейшей супруги Его Величества. Входному же залу наверху был придан характер зимнего сада, в китайском вкусе, с китайской беседкой посредине и субтропической флорой вокруг», — писали «Приамурские ведомости» в январе 1896 года.
Был у кадетов и свой Дед Мороз, в которого наряжали кого-либо из обслуживающего персонала. Девочки передавали ему билетик, на котором писали, какой подарок они хотят на ёлке. Одни мечтали о кукле, другим нужно было зеркальце — но все одинаково желали получить частичку волшебства.