Хабаровский край на всем протяжении своего существования вносил весомый вклад в экономическое развитие страны. Одной из ключевых его отраслей, способствующих этому, является судостроение, а именно деятельность Амурского судостроительного завода. Предприятие на протяжении многих десятилетий остается символом инженерной мысли и новых технологий.
Современные проекты
За почти 90‑летнюю историю своей деятельности завод выпустил более 350 кораблей и судов различного назначения. Для Военно-морского флота построено 57 атомных подводных лодок и 42 дизель-электрические, 56 боевых надводных кораблей. Произведен средний ремонт восьми подводных лодок и двух плавучих технических баз перезарядки реакторов.
Гражданский отечественный флот пополнился 155 судами, в том числе ледоколами и судами ледокольного типа, сухогрузами и судами-спасателями для обслуживания нефтегазоносного шельфа страны, а также сооружениями океанотехники.
Так, 6 cентября 2022 года во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума на грузопассажирском пароме «Александр Деев», построенном на АСЗ, был поднят государственный флаг. В мероприятии по видеосвязи принял участие президент Российской Федерации Владимир Путин. Второй паром этой серии, «Василий Ощепков», сегодня находится на сдаточной базе во Владивостоке. Оба судна были заложены 29 июня 2017 года по заказу Государственной транспортной лизинговой компании.
29 сентября 2024 года акваторию Амурского судостроительного завода покинуло многофункциональное аварийно-спасательное судно «Керченский пролив» мощностью 7 МВт. Судно имеет высший класс автоматики, может управляться одним человеком, предназначено для работы в высоких широтах, и способно вести спасательные операции, тушить пожары, собирать разлитые нефтепродукты и буксировать аварийные суда.
Технологии и инновации
С 2019 года АСЗ участвует в целевой федеральной программе по модернизации и переоборудованию производственных площадей предприятий судостроительной промышленности. В ее рамках целиком обновлено сварочное и сварочно-сборочное оборудование, модернизирован станочный заводской парк, реконструируются сборочно-сварочный и корпусообрабатывающий цеха, успешно введены в эксплуатацию новые линии по резке и обработке металла.
Летом текущего года предприятие присоединилось к хартии технологического суверенитета и импортозамещения. По инициативе губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина документ был подписан руководителями основных крупных предприятий Комсомольска-на-Амуре.
В сентябре 2021 года Амурский судостроительный завод стал одним из первых участников национального проекта «Производительность труда». В его рамках удалось сократить продолжительность сборки секций на треть и сэкономить до 116 млн рублей, и это только по данному направлению.
На АСЗ с 2021 года успешно работает собственная «Фабрика процессов». На ее базе проходят обучение сотрудники предприятия, школьники, студенты и работники заводов-партнеров.
Судостроительный завод первым в корпорации запустил кайдзен-мастерскую — своего рода «хаб идей» и предложений работников предприятия. Посредством внутризаводского чат-бота заводчане активно участвуют в подаче и реализации предложений по улучшению производственного процесса.
Для инженерных работников предприятия стало традиционным участие в профессиональных конкурсах «Инженер года» и «Профессиональный инженер России».
Сегодняшний день
Сегодня Амурский судостроительный завод обладает современными производственными мощностями и технологиями для строительства военных и гражданских судов водоизмещением до 25 тыс. тонн. Сухие стапели в закрытых эллингах обеспечивают круглогодичное строительство при нормальных температурных условиях, позволяя доводить заказы до высокой технической готовности. В состав предприятия входят корпусообрабатывающее, машиностроительное и электромонтажное производства, трубообрабатывающий, малярно-гуммировочный, стапельный и сборочно-сварочный цеха. Завод располагает собственной сдаточной базой во Владивостоке.
Численность сотрудников предприятия составляет около 3,5 тыс. человек, их средний возраст — чуть меньше 40 лет. Завод остается основной базой на Дальнем Востоке по строительству боевых кораблей для Тихоокеанского флота. Он входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» и включен в список стратегических предприятий и организаций.
Сегодня в портфеле заказов предприятия есть новейшие надводные боевые корабли для Министерства обороны России, а также сверхсовременные технологичные суда для выполнения работ на нефтегазоносных шельфах страны.