Архивные документы о военных планах Японии вручили студентам в Хабаровске

Юлия Михалева / АиФ

3 сентября в Хабаровске в краеведческом музее им. Гродекова студентам-исследователям вручили копии рассекреченных документов из архива ФСБ о разработке Японией бактериологического оружия в годы Второй мировой войны и опытах над людьми, сообщает «АиФ-Дальинформ».

   
   

Среди документов, в том числе, протоколы допроса обвиняемых и свидетелей «Хабаровского процесса» – суда над группой бывших военнослужащих Квантунской армии, проходившего с 25 по 30 декабря 1949 года. Они были рассекречены ФСБ в этом году.

«В 1930-е годы после оккупации Маньчжурии японские спецслужбы организовали целую сеть на территории Маньчжурии и работали там над японской военной миссией. И в августе 1945 года, когда началась «Маньчжурская операция», сотрудниками советских органов безопасности военной контрразведки была проведена очень масштабная работа по захвату архивов. В результате удалось захватить и вывезти на территорию СССР более 5,5 тысяч томов на японском языке. Несколько лет эти документы переводились в Хабаровске, и часть из этих материалов была использована потом в «Хабаровском процессе», – рассказала руководитель историко-демонстрационного зала Управления ФСБ России по Хабаровскому краю Ольга Алькина.

Фото: АиФ/ Юлия Михалева

В документах говорится, в частности, о разработке японцами на территории Маньчжурии бактериологического оружия, которое должно было применяться против мирного населения России и Китая, и опробовании его на людях. Например, военный врач Сиро Ямамомото, при задержании представившийся именем «Сеоэй», на допросе 10 февраля 1948 года рассказал:

«Я служил в 99 военном госпитале вблизи города Харбин в течение15 дней после окончания трехмесячных курсов военных врачей, куда я был направлен немедленно после призыва меня в армию в феврале 1945 года. Медицинский институт я окончил до призыва на военную службу в Токио в 1944 году. Из 99 госпиталя я был переведен в 731 особый батальон, который находился в 25-29 км от города Харбин в местечке Хейбо, где работал в должности врача. 731 батальон назывался отдельным, потому что там велась работа с бактериями. Мне, как начинающему работать, было получено лабораторное наблюдение за двумя микробами. В этом же 731 батальоне разрабатывались микробы дизентерии и другие бактерии».

Фото: АиФ/ Юлия Михалева

Действие бактерий и вирусов опробовалось чаще всего на задержанных полицией и китайских партизанах. Опыты приводили к смертельному исходу.

Копии рассекреченных документов для исследования и написания научных работ были вручены студентам «Хабаровского государственного университета экономики и права».

   
   

Напомним, 6 и 7 сентября в Хабаровске пройдет форум «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы», посвященный сохранению исторической правды о Дальневосточной Победе Красной армии во Второй мировой войне.

«АиФ-Дальинформ» в Instagram 

«АиФ-Дальинформ» в Telegram