Erid: LjN8Jtv1F
Предприниматель Анна Богдановская, основатель и руководитель ООО «АН «Просторы» – коренная дальневосточница. Она родилась в Советской Гавани, живет в Хабаровске и успешно строит бизнес. Сложностей и перемен не боится: с первыми научилась эффективно справляться, а вторые предпочитает создавать.
В режиме разгона
– Декабрь – самое время подводить итоги. Давайте с них и начнем. Что получилось, над чем еще надо поработать? Чем больше всего гордитесь? И, конечно, какие новые достижения планируете на следующий год.
– Сразу вспомнились цыплята, которых по осени считают. Подведение итогов – это как некий апогей, завершение чего-либо. Мы же нон-стоп в режиме разгона. И пока набираем обороты, нет времени ни итожить, ни гордиться.
Отрасль внешнеэкономического грузооборота испытывает большой дефицит. Дефицит портовых возможностей, железнодорожных мощностей, кадров, в конце концов. С кадрами особенно сложно: это даже не дефицит, а голод. Очень много уехало талантливых людей. Ведь кто знал три-пять лет назад, что поворот на Восток будет таким резким? Что объёмы экспорта в Китай побьют все рекорды? Что старые, покрытые пылью, проекты железных дорог, станут так свежи и актуальны, что их будут хотеть реализовать заинтересованные страны?
К одному из таких проектов мы привлекли внимание и правительства, ищем инвесторов. Это участок от Новочугуевки к порту Ольга. Уже проделана большая работа по исследованию побережья на предмет лучшего места для строительства морского терминала. Привлечено внимание губернатора Приморья Олега Кожемяко. Заручились поддержкой отраслевых Министерств. И мы готовы не просто привлечь инвестора на этот участок, а оказывать поддержку, представлять в местных органах власти и помогать с оформлением необходимых документов.
– Дефицит кадров на Дальнем Востоке – действительно острая тема. Как, на ваш взгляд, можно заинтересовать и привлечь молодых специалистов?
– Я считаю так: чтобы что-то продать, надо думать как покупатель. Понимать его потребности. Что может заставить меня, как специалиста, переехать из крупного города в поселок? Или, если масштабнее, из столицы на Дальний Восток, и не в Хабаровск и Владивосток, а в Советскую Гавань, Ванино, Находку, Ольгу, Большой камень и другие населенные пункты, которые нуждаются в развитии?
Первое – финансовая мотивация. Многие люди едут работать вахтовым методом, чтобы за определенный период заработать определенную сумму денег. Как правило, это мотивация для достижения крупной цели, совершения серьезной покупки, например, автомобиля или квартиры, без кредитования.
Но одной только финансовой мотивации недостаточно, чтобы перевести семью или создать ее тут, и, как говорится, осесть. Для этого нужны еще и условия для жизни не хуже, чем крупном современном городе. Так что второе – необходимы спортивно-оздоровительные учреждения, образовательные, развлекательные.
Вы видели красоту дальневосточного побережья? Дух ведь захватывает! Но туризм у нас более-менее развит только на юге Приморья. Там, где холоднее, он ценен в основном для местных жителей. И его необходимо развивать и популяризировать, включая и промышленный туризм.
И третье – необходимые стране профессии нужно делать популярными. Причем интерес к ним, как говорит мой муж, нужно прививать с детского сада. Мультфильмы снимать о профессиях, школьников водить на экскурсии на производство.
Связующее звено
– Есть что-то романтичное в том, что хрупкая, красивая женщина занимается такой серьезной, мощной сферой. Что привлекло вас к этому направлению?
– Помните, с чего в этом году на Восточном Экономическом Форуме началось пленарное заседание и выступление президента Путина? С короткометражного фильма про Дальний Восток. Про то, как у нас зарождались алмазы миллионы лет назад, как в кольдере вулкана рождается молодая нефть, как богат наш край ресурсами, возможностями и людьми. И мы с вами родились на Дальнем Востоке. Мы ли не дороже и не полезнее алмаза? Мы – люди Дальнего! И потому идём по пути «где родился, там и пригодился».
Новое направление, которое занимается развитием нашего региона и привлечением сюда инвестиций, мы назвали «Просторы Дальнего Востока». Исполняем волю нашего президента. 21 век – век развития Дальнего Востока. Задача приоритетная и масштабная.
- Расскажите поподробнее о новом направлении.
«Просторы Дальнего Востока» - это направление, которое привлекает инвестиции на крупные предприятия, в основном относящиеся к логистической инфраструктуре, это морские порты и причалы.
Таких проектов сейчас несколько. Они работают не в полную мощь, в то время как отрасль в целом испытывает дефицит обработки груза. Как известно, товарооборот с Китаем побил даже планируемый рекорд и вероятно этот тренд будет продолжаться.
Есть предприятия под полный выкуп, есть частичное привлечение инвестиций. В некоторые проекты мы привлекаем грузооборот, что бы увеличить инвестиционную привлекательность портов.
Но в большинстве случаев им требуется модернизация, так как их строительство было ещё в советские годы.
Например в данный момент мы можем переваливать до 2500 контейнеров. Это порт с железнодорожной и автотранспортной доступностью. А вот что бы увеличить грузооборот до 12 млн.тонн в год, необходимо модернизировать железнодорожный узел, что требует определенных средств. Этим мы и занимаемся. Но помимо морских портов есть и другие проекты. О них можно узнать на нашем сайте prostorydv.ru
– Анна, вы с большим патриотизмом исполняете волю президента.
– Я всю свою жизнь большая его сторонница. Одобряю решения Владимира Владимировича, его подход к решению задач. И детей этому учу. Мои дети при другом президенте и не жили. Сын родился, отучился и женится, Дай Бог, при Путине.
И, действительно, я патриотка. Потому что – Родина! Красивейший край! Залив родной Совгавани – третий в мире по удобству и безопасности.
Необходимо привлекать сюда инвестиции. Что значит, например, привлечь их в Советскую Гавань? Помню, в детстве заводы судоремонтные гудели в прямом смысле слова. Сколько человек там работало! Река людей на завод утром, река вечером – обратно. А музыкальные и художественные школы сколько талантов вырастили. И что? Во времена перестройки все позакрывали. И начался отток. Город мельчает с каждым годом. Что ему необходимо? Молодые, сильные, инициативные, готовые вкладывать и поднимать! Тем более, сейчас это нужно и нашей стране, и соседним странам. В Хабаровском крае у нас несколько проектов, в которые можно и нужно инвестировать. Это востребовано для бизнеса и необходимо для развития края.
– Приморский край тоже считаете своей Родиной?
– Это Родина моего мужа. Он родился в Кавалерово, в 90 км от порта Ольга. Мы оба люди Дальнего, дальневосточники, и в наших венах течёт патриотизм!
В октябре во Владивостоке мы посетили логистический форум, где познакомились с Михаилом Васильевичем Холоша, директором Департамента пространственной логистики ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского». Он принимал участие в разработке проекта железной дороги Новочугуевка-порт Ольга, и в личной беседе нам сказал «Есть уровень микроэкономический, который мотивирует вкладывать и зарабатывать большие деньги. Помогает понять самодостаточность бизнеса. Есть уровень макроэкономический, который влияет на суверенитет страны и другие заинтересованные страны. Но что бы двигать такие масштабные проекты, нужен уровень надэкономический. Потому что экономика является лишь одной из платформ принятия решений. Много решений принято на экономическом уровне, но привели к отрицательным результатам. Надэкономический уровень не все поймут. Думайте, задача серьезная!» И мы ее понимаем, ответственность перед людьми, а мы пообщались со многими местными жителями. Мы понимаем, чего не хватает, что необходимо, и какое развитие району даст реализация этих проектов. Главное, что она создаст комфортные условия для жизни и работы граждан.
– А как именно планируете решать такую масштабную задачу?
– Один в поле не воин, как известно. Есть заинтересованные в продаже собственники, есть потенциал предприятий, есть инвесторы, готовые вкладывать, есть подрядчики, готовые исполнять быстро и качественно, и наконец, есть грузоперевозчики, грузоотправители и грузополучатели.
Все – один механизм. А мы – связующее звено. Любое слияние, соединение дает кратный рост всему окружающему. Одно такое предприятие, работающее в полную мощь, является градообразующим. Поэтому большая задача делится на задачи поменьше: привлечь инвестора, чтобы вдохнуть вторую жизнь; привлечь грузопотоки, чтобы пошел рост, помочь ценным кадрам воспользоваться дальневосточными льготами для обеспечения жильем.
Про наших клиентов жилой недвижимости мы тоже не забываем.
Сейчас мы начали работать над системой лояльности клиентов жилой недвижимости. Раньше мы выявляли потребность семьи, что бы подобрать лучшее место, планировку, функционал квартиры. А сейчас задумались о нуждах после сделки. Квартиру купили, что дальше? Делать ремонт? Приобретать мебель и другие товары для дома? Так родилась идея создания набора скидочных купонов новосёла. А дальше решили объединить разных предпринимателей Дальнего Востока в одну большую программу лояльности. Это даёт экономию новым обладателям жилья и другим потребителям, а предпринимателям нового клиента. При чем попасть в программу лояльности могут только компании, зарегистрированные на Дальнем Востоке, что бы уплаченные налоги шли на развитие региона. Это компании, которые создают рабочие места и дают зарабатывать нашим землякам. Таким образом мы обмениваемся лояльными клиентами, и срабатывает принцип win-win, когда выигрывают все.
Возможности для перемен
– Какие из проектов, которые нуждаются в инвестировании, считаете наиболее перспективными в Хабаровском крае?
– Исходя из потребностей отрасли, я бы смотрела на объекты, которые уже самодостаточны. То есть то, что работает уже сегодня. То, что имеет всю необходимую инфраструктуру и оборудование. То, что при небольшом внимании даст кратный рост. К сожалению, я не могу говорить открыто о продаже конкретных предприятий. Это не моя прихоть, а условия собственников. Их можно понять, предприятие работает, разговоры среди сотрудников о продаже предприятий никому не нужны. Тем более, при нынешних реалиях с кадрами. Но в частном порядке мы предоставляем полную информацию об активах. Для этого собственники просят соблюсти всего два условия: написать официальный запрос и подтвердить платежеспособность.
– Вы не боитесь перемен. Скажите, как вы к ним относитесь, как подстраиваетесь?
– Когда нас воспринимали как агентство недвижимости, мы занимались продажей крупных объектов морской инфраструктуры. Когда нас воспринимали, как продавцов морских портов, мы продвигали проект строительства нового терминала. Когда многие проявили интерес к строительству терминала, мы стали оказывать услуги по перевалке морских грузов на импорт/экспорт. Так что да, мы на самом деле не боимся перемен – мы их создаём.
И каждую возможность – каждое знакомство, каждое мероприятие – стремимся использовать как повод для этих перемен. А боимся посредственности, консерватизма и застоя.
Реклама. ООО «АН «Просторы».