Режим чрезвычайной ситуации, объявленной из-за мощного снегопада, в крае снят. Мэрии Хабаровска и Комсомольска отчитываются об убранных кубометрах снега, районные власти рапортуют об успешной очистке дорог и посёлков. А что в реальности?
Под белым саваном
Режим ЧС действовал на территории города с 1 по 10 декабря. Столь сильный снегопад в Хабаровском крае последний раз прошёл лет 60 назад. По примерным подсчётам только в Хабаровске выпало свыше 35 млн кубических метров снега. Средняя высота сугробов, сообщает сайт мэрии, составила 60 см. В Комсомольске-на-Амуре циклон такой же силы бушевал последний раз 15 лет назад. Город Юности, судя по фотографиям в социальных сетях, оказался в сугробах по самые светофоры.
Первые дни после циклона в Хабаровске царила тишина, а воздух был не по-городски свеж: большинство водителей оставили своих коней в гаражах. Дороги оказались свободны, и пешеходы безбоязненно вышли на них, ибо грести по тротуарам по пояс в снегу под силу не каждому. Но вот уже и мэр Хабаровска вернулся из Москвы, где слушал послание президента, и режим ЧС сняли, а город по-прежнему похож на параличного больного. Вроде его лечат, в смысле, чистят, а руки-ноги всё никак не заработают.
Необходимое пояснение: дальше речь будет идти только о дорогах, поскольку каждый метр тротуаров поделён между фирмами, магазинами, управляющими компаниями и пр. Спрашивать с каждого из них - дело мэрии и горожан, вносящих плату за комуслуги.
Дозором у соседки под забором?
Итак, снегоуборочная техника у мэрии есть, по весне её нам, журналистам, мэр демонстрировал лично - более сотни единиц. Но складывается ощущение, что все эти могучие единицы скоблят только центр города, особенно в районе педуниверситета, который рядом с мэрией, и площадь Ленина с окрестностями, там, где участок перед «белым домом». На остальных дорогах наблюдается одна и та же картина: середина расчищена грейдерами, а по обочинам возвышаются снежные горы. В результате трасса сужается минимум на одну полосу, движение по ней замедляется. Чтобы попасть на «зебру», пешеходы вынуждены карабкаться на сугробы и потом скатываться с них.
Многие мои знакомые отметили особенность этой снегоуборочной кампании: грейдеры и грузовики появляются на улицах в часы пик. На тротуарах та же картина. Напомню, что циклон унёс одну жизнь: хабаровчанку задавил бульдозер, убиравший тротуар. А на днях я сама едва не оказалась под колёсами микрогрузовика, происходило всё на перекрёстке Муравьева-Амурского - Комсомольская, на глазах у патруля ГИБДД. Водитель грузовичка должен был вывезти снежную кучу, собранную возле ресторана «Саппоро». Гражданин решил сократить себе путь и на светофоре начал сворачивать прямо в толпу пешеходов. Патрульные, к которым я подошла с претензией, спокойно ответили «Ну он же снег убирает».
«Наши машины - более сотни единиц - работают в основном по ночам, снег вывозим, за одну ночь бывает более 10 тысяч кубометров. Снега выпало очень много, работаем почти круглые сутки. Очень мешают припаркованные вдоль дорог автомобили. Будем эвакуировать», - объяснил позже Олег Гроо, начальник управления дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска.
Однако есть другое мнение: дело не в количестве снега, а в качестве его уборки. Директор одной из управляющих компаний Хабаровска в частной беседе сказал, что если бы мы взяли опыт Канады, город был бы очищен от снега максимум через неделю после циклона. Всего-то нужен снегоотбрасыватель, который, как пылесос, засасывает снег и тут же выбрасывает его в грузовик, и несколько десятков этих грузовиков. «Тогда не было бы снеговых гор вдоль дорог и придурков, ездящих по людям», - подвёл итог мой знакомый.
Кстати
1 – 3 декабря в Хабаровске выпало более 30 миллиметров осадков. Ситуация осложнялась ещё и сильным ветром, скорость которого достигала 24 метров в секунду. Вообще норма осадков для Хабаровска с ноября по март – 90 миллиметров. В этом году за 45 суток, считая с начала ноября, выпал 101 миллиметр осадков.