В Центр Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Николай Шестовицкий пришел в 2019 году. Шесть лет он государственный инспектор инспекторского отделения по городу Хабаровску. До этого было больше двадцати лет службы в правоохранительных органах.
- Николай Викторович, за время работы в ГИМС были ситуации, когда Вы понимали важность того, чем занимаетесь?
- Да вы знаете, почти каждую смену такие случаи бывают. Особенно, когда в плохую погоду патрулируешь и видишь кому и как подсказать как лучше пройти участок реки. С людьми, когда общаешься, помогаешь, где советом, где и на буксир приходится взять. Нередко обстановка на Амуре быстро меняется, поднимается ветер и волна, и судоводители попадают в такие ситуации. Уезжали утром и светило солнце, а вечером возвращаются уже при штормовой погоде. Приходится таких людей встречать на полпути к дому и сопровождать до берега. Чтобы, к примеру, водой маленькую лодку не захлестнуло, не случилось трагедии.
- Тяжело было менять направление своей профессиональной деятельности, ведь многое пришлось осваивать заново?
- Да, раньше моя работа не была связана с рекой, катерами. Но освоиться в новой профессии, разобраться в нормативных актах, получить нужные навыки помогли коллеги. Взаимовыручка и поддержка – основа коллектива. Наставники сначала учили, объясняли, потом сам долго разбирался. После пяти-шести месяцев уже смог самостоятельно принимать какие-то решения, дальше осваивал какие-то направления работы.
- Насколько государственному инспектору важна принципиальность? Сложно проявлять это качество при работе с людьми?
- Мы всегда принципиальны. А вот сложно или нет, не знаю. Здесь уже, наверное, привычка. В диалоге всегда с человеком общаешься, стараешься объяснить ему, что происшествия случаются не по вине инспектора, а зачастую из-за действий самих людей, которые нарушают правила безопасности, административные нормы. Чаще всего находишь понимание у граждан. Случаев, что мы бы расходились на плохих нотах, в моей практике не было.
- А нарушений сейчас становится больше или меньше?
- С каждым годом нарушений правил эксплуатации маломерных судов мы фиксируем меньше. И статей тяжелых, санкции по которым подразумевают штрафы до – тысяч применяем уже реже. Дисциплинированность судоводителей растет. Чаще нарушения происходят мелкие, где человек что-то где-то недоглядел, просмотрел. А таких, что судно не зарегистрировано, нет удостоверения на право управления транспортным средством, с каждым годом становится на порядок меньше.
- Чтобы получить удостоверение на право управления маломерным судном, необходимо пройти аттестацию в подразделениях ГИМС. Насколько сейчас люди приходят подготовленные на экзамен?
- Вся система по сдаче экзаменов прозрачна, и поменялась кардинально. Практически исключена возможность госинспектора повлиять на результат. Тестовые вопросы выдает автоматизированная система случайным выбором из всего объема заданий, в соответствии с заявленным районом плавания, типом маломерного судна. Вопросы все разные. Человек самостоятельно на них отвечает и получает оценку. Практическая часть экзамена также проходит всегда с видеофиксацией процесса. Поэтому люди готовятся, по некоторым видно, что они серьезно погрузились в материал. Тем более не стоит забывать, что водный, как и автомобильный транспорт на дороге, - тоже средство передвижения повышенного риска. Любое происшествие может привести к гибели и травматизму людей. Причем на акватории знать и соблюдать правила еще, можно сказать, важнее. Потому как вода – это та среда, из которой человеку трудно будет выбраться, если вдруг что-то случится. Должно быть меньше ошибок, чем на суше. Здесь надо все изначально планировать, рассчитывать и проверять перед тем, как человек выходит на реку. И в плане технической составляющей, и погодных условий, и необходимых запасов продуктов питания, воды, вещей, средств связи, которые он может взять собой на случай, если произойдет поломка или закончится горючее. Ведь помощи еще надо будет дождаться. Даже сами, когда выходим в патрулирование, у нас всегда с собой есть сухой паёк, теплая одежда, потому как уходим и не всегда знаем, когда вернёмся назад.
- Сегодня много говорят, что обязательно надо одевать и иметь с собой спасательные жилеты, «конец Александрова», сигнальные огни, если выходите в ночное время. Это важно?
- Конечно, жилет и спасательная веревка - это простые спасательные средства и оборудование, но именно они могут спасти вам жизнь в случае происшествия, если лодка перевернулась, налетела на препятствие, вы сами потеряли равновесие и оказались за бортом. Сейчас люди стали более дисциплинированные в этом вопросе, не шутят с судьбой. Когда мы патрулируем, такие случае уже больше единичные.
- Вдоль Амура у Хабаровска сейчас не редко можно встретить не только лодки, гидроциклы, но и например, людей, катающихся на сапах, байдарках. Относятся ли требования безопасности на водоемах к ним?
- Правила поведения на воде, как и правила поведения на дороге, нужно знать всем. Конечно, в первую очередь наши полномочия распространяются на маломерные суда, поднадзорные нам. Такие средства передвижения как сапы, байдарки, катамараны, рафты и т.п. не относятся к ним. Но это не говорит о том, что они не должны соблюдать правила плавания на водоемах. Если мы видим, неадекватное поведение отдыхающих на воде, выход на судовой ход, то, конечно, останавливаем, объясняем нарушения. Нередко на таких средствах передвижения начинают выходить в места, где проходят баржи, активное речное судоходство, ходят серьезные катера с большим водоизмещением. Большие суда не способны быстро покинуть судовой ход, свернуть, иначе могут отказаться на мели. А вот сапы, байдарки и т.п. легко может затянуть под корпус таких судов или накрыть волной от работающих винтов. К сожалению, не всегда любители такого отдыха понимают опасность. Поэтому приходиться экстренно реагировать на подобные ситуации, подходить, убирать их с судового хода, проводить разъяснительные беседы с гражданами. В первую очередь, для их же собственной безопасности. Правила плавания на водоемах для всех одинаковы. Если ты вышел на акваторию, значит обязан следовать им.
- Жарким летом многие приходят на реку искупаться, отдохнуть. Безопасно ли это?
- Особенность Амура у Хабаровска в том, что здесь сильное течение, много мест с водоворотами, ямами. Поэтому купаться в необорудованных местах опасно для жизни. На сегодняшний день подготовленных пляжей в городе нет. Мы самостоятельно, а также вместе с сотрудниками ПДН, волонтерами, администрацией города проводим патрулирования как по береговой черте, так и на акватории. Конечно, всё зависит от человека и его понимания той опасности, которая может ему грозить. Многие считают, что со мной никогда такого не случится и уверены в своих силах настолько, что не удаётся достучаться до него во время беседы. Даже на примерах предыдущих печальных событий. При этом есть и такие кто адекватно реагирует на наши рекомендации, контролирует детей у воды. Каждый случай индивидуален.
- Часто встречаются дети одни у воды?
- Здесь пока не удаётся переломить ситуацию. При патрулированиях многие ребята уже знают наши катера. Но, к сожалению, одни дети сменяют других, кто уже с нами встречался более осторожные. Поэтому профилактическую работу проводим ежегодно на протяжении всего летнего сезона.
- А своих детей учите правилам безопасности?
- Безусловно. Я сам осторожен во многих вопросах и детей учу этому. В семье прививаю навыки безопасности.
- За что переживаете и болеете на службе?
- Чтобы меньше случалось трагических случаев на воде. Это самое главное. При каждом происшествии стараешься проанализировать ситуацию, что этому могло предшествовать, чтобы учесть дальнейшем в работе.
- Детям проще объяснить, почему так делать не надо, научить правилам, чем взрослым?
- Когда мы проводим занятия с ребятами, практически круглый год в школах, летних лагерях, к себе приглашаем в Центр ГИМС МЧС России на открытые уроки, они с интересом слушают, задают вопросы. Иногда даже спрашивают то, что приходится подумать какой дать ответ. Детей охватываем много. Взрослые же чаще становятся нашими собеседниками при патрулированиях на водоемах. И тут немаловажный фактор играет тот пример, который сами родители подают своим детям. Они же смотрят на окружающих. Если в этом месте взрослый пошел купаться, значит и я тоже могу. А если родитель одергивает: «Пяточки помочил и бегом ко мне», то конечно и ребенок начинает прислушиваться и вести себя соответственно.
- В вашей жизни весомое место занимает спорт. Он помогает в работе, что дает вам?
- Рукопашным боем я начал заниматься еще в школе. Узнали, что в Школе милиции (сейчас это Дальневосточный юридический институт) есть такая секция. От дома недалеко, две остановки. Вот с тех пор и занимаюсь. С ребятами, с которыми ходили в детстве на секцию, общаемся до сих пор. Многие уже свои спортивные школы открыли. Не так давно в крае появилась Федерация рукопашного боя. Если говорить о себе, то на сегодняшний день у меня первая судейская категория по рукопашному бою. Принимаю участие в соревнования в качестве руководителя ковра или как рефери на ковре, помогаю тренировать детей. Для меня спорт сегодня, с одной стороны, потребность к физическим нагрузкам уже выработанная годами, а с другой - увлечение, хобби. Спорт в жизни вообще дисциплинирует. Нужно всегда поддерживать себя в определённой физической форме, а для этого нужен режим. Уже не можешь лишний раз расслабиться, отвлечься, пропустить тренировку. Потом все приходится наверстывать. А ещё тут и пример молодому поколению, которое только начинает ходить в зал. Они на нас смотрят, тянутся. Вместе командой выезжаем на состязания. Так сказать, работаем с молодежью, воспитываем, ребята становятся более дисциплинированными. Учим главному, чтобы они свою силу направляли в правильное русло, в мирное, а не обижали других и потом несли ответственность по закону.
- А чему учите своих детей, у вас с супругой их трое?
- Спортом заниматься, между собой не ругаться. Хотя это пока не совсем удается (смеётся – прим. автора). Дети растут и всё время между собой что-то делят, ищут. Старшая дочь полтора года занималась рукопашным боем, но сейчас вместе со своей младшей сестрой занимается танцами. А сын, ещё маленький. Но я думаю, когда подрастет через пару лет, придёт к нам в спортзал заниматься.