Весна в Хабаровском краевом театре драмы началась с премьеры спектакля «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина, созданной по произведениям Шолом-Алейхема. Его постановкой занимался режиссер Давид Бурман из Санкт-Петербурга. Он уже известен хабаровскому зрителю по спектаклю «Мертвые души» по мотивам романа Николая Гоголя, который ставил в местном Театре кукол. В этом году режиссер вновь вернулся на Дальний Восток. Корреспондент «АиФ-Дальинформ» побеседовал с ним о новой работе.
Знакомство с Хабаровском
Давид Бурман работает в разных регионах России и за рубежом, его спектакли идут на сценах Оренбурга, Улан-Удэ, Новосибирска, Новокузнецка и других городов. «Поминальную молитву» он ранее уже ставил в Академическом театре драмы Сыктывкара. Встреча режиссера с хабаровским зрителем стала возможной отчасти благодаря случайности.
— На 25‑летие Международного фестиваля кукольных синтетических театров «КУКАRТ» приехала директор Хабаровского театра кукол Екатерина Дубовая. Она привезла спектакль «Станция Тевли». Фестиваль открывался 22 июня, в День памяти и скорби, спектаклями, посвященными исторической памяти. Постановка хабаровского театра именно об этом — о том, что нельзя забывать ужасы фашизма и нацизма и особенно важно помнить подвиги тех, кто спас от угрозы весь мир, — рассказал Давид Бурман. — Мы с Екатериной Геннадьевной познакомились, и выяснилось, что она училась в институте, в котором я был первым проректором по развитию. Она пригласила меня провести в Хабаровске мастер-класс «Работа актера над ролью после премьеры». Я с большим удовольствием принял приглашение, потому что в этом городе когда-то жила моя жена. Она много о нем рассказывала, и мне давно хотелось познакомиться с Хабаровском и хабаровчанами.

После мастер-класса режиссера вновь пригласили в краевой Театр кукол для работы над спектаклем «Мертвые души». На премьере побывали министр культуры края Александр Федосов, директор театра драмы Николай Евсеенко и ректор Хабаровского института культуры Сергей Скоринов. Знакомство с ними оказалось не менее перспективным, и Давид Бурман приехал в Хабаровск в третий раз, ставить «Поминальную молитву».
Режиссер рад возвращаться к хабаровской публике, которая понимающе и с благодарностью встречает премьеры.
— Зритель здесь благодарный и настоящий. Я смотрел практически весь репертуар театра драмы, я был в Хабаровской краевой филармонии, и везде были полные залы. Это говорит о том, что, во-первых, зритель воспитанный, во-вторых, ему необходимо дышать именно этим театральным воздухом, — уверен Давид Бурман. — После того как я приезжал сюда во второй раз, мне коллеги из театра кукол писали: «Давид Семенович, мы поставили четыре спектакля подряд, у нас аншлаги». Я понимаю, что искусство востребовано, приобщение к вечным культурным ценностям — семейная традиция для хабаровчан.
Работа над спектаклем
Давид Семенович уверен: пьеса Григория Горина сейчас особенно актуальна.
— Это история людей, которые испокон веков живут все вместе. Русские, украинцы и евреи издревле жили рядом, у них были общие проблемы и радости. Умирать ходили на разные кладбища. «Бог у нас один, только дороги разные» — эта мудрость как раз о том, что нет разницы, кто ты по национальности. Для каждого человека главная ценность — жизнь, — подчеркивает Бурман. — Для меня в спектакле важна связующая фигура — Степан, который олицетворяет отличительную черту нашего народа — соборность, стремление объединиться, если приходит беда, готовность прийти на помощь ближнему. Именно он после того, как евреев выселили за черту оседлости, выкупает их дома, чтобы людям потом было куда вернуться, где семья могла бы собраться.
Перед режиссером и труппой театра стояла сложнейшая задача: поставить спектакль за полтора месяца, а прежде познакомиться.
— До начала работы я видел ребят в двух спектаклях. Когда я смотрел «Авантюристов» и «Вассу Железнову», представлял, как буду распределять роли в «Поминальной молитве». Я решил сделать несколько составов, чтобы каждый актер смог соприкоснуться с этим материалом. Материал очень эмоциональный, не поверхностный, сложный для восприятия. Чтобы сделать достойный спектакль, я должен мотивировать коллег, стимулировать у них желание разбираться. И это происходит, — делится Давид Бурман. — Они совершенно потрясающие ребята, очень подробно пытаются выяснить каждую деталь, характер, мотивы поступков героев. Почему? Что? Зачем они так поступают? Например, когда репетировали сцену перед погромом во время свадьбы, долго обсуждали, почему урядник не остановил гостей из православных. Они пришли, поздравили, потанцевали вместе со всеми и ушли. Только после этого начался погром. Ребята говорили: «Они же предатели, бросили своих друзей в беде!» Да при чем тут это? Они не знали о погроме, если бы знали, не ушли бы. Урядник не сообщил, потому что понимал: узнав о планах погромщиков, вся деревня восстанет и будет революция, а этого надо избежать, потому что будет еще хуже, а так они тут пошумят, покрушат и успокоятся. Я актерам доверяю на сто процентов, потому что вижу их включенность. Процесс создания такой инклюзии очень непростой. Вот замечательный Дмитрий Кишко, который играет Тевье, говорит: «Опять вы меня толкаете на роль, в которой на разрыв аорты работать приходится!» А как иначе? Так и нужно, зритель поверит и задумается, только если актер материал через себя пропускает. И тогда спектакль ждет долгая, счастливая жизнь.
Забытое старое
Верные зрители Хабаровского краевого театра драмы помнят, что спектакль «Поминальная молитва» уже был в его репертуаре. И сценическую судьбу пьесы Григория Горина можно назвать успешной.
На вопрос, не было ли сомнений в целесообразности нового обращения к пьесе, Давид Бурман уверенно отвечает: не было.
— Когда понимаешь, о чем ты хочешь поговорить со зрителем и для кого ты ставишь спектакль, то сомнений нет. Я знаю, что здесь был потрясающий спектакль с народным артистом России Эдуардом Мосиным в главной роли. Наш спектакль театр посвящает его памяти. Конечно, зрители будут сравнивать режиссерское и актерское прочтение. Нам бояться нечего: актеры настолько самодостаточны и так внимательно и чутко работают над созданием образов, что я уверен: наше прочтение пьесы не разрушит восприятие прошлого, — говорит Давид Бурман. — Думаю, не стоит задавать вопрос: лучше или хуже получился спектакль, важнее понимать, для чего, зачем и почему я над ним работаю. Я хочу, чтобы зритель после просмотра еще раз пришел в театр и позвал своих соседей. Пришел не смотреть на героев пьесы как на литературных персонажей, а заглянул бы в свою душу: сохранилось ли там милосердие, любовь, чувство причастности к истории своей страны, радостям и бедам своего народа.
Досье
Давид Бурман — режиссер, продюсер, президент и директор Международного фестиваля «КУКАRТ», директор автономной некоммерческой организации «Интерстудио».
Родился 13 ноября 1961 года. Окончил Оренбургское музыкальное училище и Ленинградский театральный институт (ЛГИТМиК.)
Неоднократно выступал в&nb 18a sp;качестве генерального продюсера и режиссера-постановщика спектаклей и театральных проектов в разных регионах России и в других государствах.