Утвержден план развития Северного морского пути на период до 2035 года

Задачу подготовить план развития Северного морского пути на период до 2035 года поставил перед Правительством РФ глава государства Владимир Путин. Документ был разработан и согласован по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. Работа по подготовке плана была осуществлена под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. О проведённой работе было доложено главе государства.

   
   

Цель создания данного стратегического документа направлена на обеспечение надежной и безопасной перевозки грузов по Северному морскому пути для людей, живущих в районах Крайнего Севера, создание условий для реализации инвестиционных проектов в российской Арктике.

Эта арктическая транспортная артерия может использоваться в качестве альтернативы для доставки российской продукции в дружественные страны и транспортировки необходимых товаров оттуда в Россию.

«Для того чтобы Северный морской путь действительно стал новым мировым транспортным коридором, чтобы движение по нему было экономически целесообразным и безопасным, предстоит сделать очень многое. Надо построить новые ледоколы, спасательные и вспомогательные суда, создать терминалы для реализуемых крупных инвестиционных проектов. Вся эта масштабная работа разделена по отдельным разделам. Каждое направление расписано по годам с соответствующими источниками финансирования. Всё это собирает картину развития Северного морского пути в единое целое. Прописаны плановые показатели, они согласованы с министерством финансов и ведомствами, которые за выделенные направления отвечают», – отметил Юрий Трутнев.

План включает в себя более 150 мероприятий. Они структурированы в пять ключевых разделов: грузовая база, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность судоходства по Севморпути, а также управление и развитие судоходства по СМП. Общий объем финансирования плана оценивается в 1 790,5 млрд рублей.

Раздел «Грузовая база» включает осуществление мониторинга ключевых инвестиционных проектов, обеспечивающих грузовую базу Севморпути. Предусматривается в срок до 1 октября 2022 г. заключение взимообязывающих соглашений между Минвостокразвития России, Госкорпорацией «Росатом» и грузоотправителями в части ежегодного обеспечения грузопотока по Севморпути. Кроме того, разделом предусматриваются мероприятия по развитию Севморпути как национальной транспортной артерии для доставки грузов из западной части страны в восточную и в обратном направлении, в том числе грузов северного завоза.

Разделом «Транспортная инфраструктура» предусмотрено обеспечение перевозок в акватории Севморпути сопутствующей транспортной инфраструктурой, в первую очередь, портовой и железнодорожной. Так, сейчас идёт строительство терминалов «Утренний», «Бухта Север», «Енисей», развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, создание западного и восточного портов-хабов для транзитной линии с российским оператором. Для создания транспортных коридоров, обеспечивающих ввоз/вывоз грузов в направлении морских портов, предусматривается создание Северного широтного хода, ж/д ветки Лавна – Выходной и формирование технико-экономического обоснования для проекта СШХ-2. Отдельное внимание уделено мероприятиям по дноуглублению в акватории Севморпути на лимитирующих речных и морских участках.

   
   

Раздел «Грузовой и ледокольный флот» содержит планы по строительству 5 серийных атомных ледоколов проекта 22220, головного ледокола проекта «Лидер», а также дополнительных 4 ледоколов с битопливной энергетической установкой. Предусматривается строительство грузового флота арктического класса для вывоза продукции с Арктики, флота снабжения для грузов северного завоза, а также контейнеровозов для транзитной контейнерной линии.

Раздел «Безопасность судоходства по Севморпути» предусматривает создание арктической спутниковой группировки мониторинга гидрометеорологической обстановки и радиолокационного наблюдения (создание и обновление группировки в составе четырёх аппаратов «Арктика-М», 2-х «Кондор-ФКА» и одного «Обзор-Р»). Запланировано строительство 46 судов аварийно-спасательного флота, многофункционального спасательного судна класса Arc 5, строительство 4-х комплексных аварийно-спасательных центров для размещения подразделений МЧС России в Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке и их оснащение необходимым оборудованием и средствами спасения, в том числе 13 вертолетами.

Раздел «Управление и развитие судоходства по Севморпути» направлен на обеспечение информационными и цифровыми услугами в арктических акваториях, в том числе создание и развитие единой платформы цифровых сервисов, а также развитию международного сотрудничества в целях развития судоходства по Севморпути.

Отметим, что ранее Правительство России приняло решение создать главное управление Северного морского пути. Это поможет централизовать полномочия по управлению движением судов в акватории Северного морского пути и повысить безопасность судоходства на этом важнейшем направлении. Главное управление Северного морского пути будет создано в формате федерального государственного бюджетного учреждения. Учредителем новой структуры станет госкорпорация «Росатом».