О решении проблем моногородов в ДФО рассказали эксперты из Москвы

300 млрд руб. по 90 программам выделяет государство. Средствами могут воспользоваться и моногорода © / Валерий Спидлен / пресс-служба правительства Хабаровского края

В Хабаровске состоялся семинар-конференция «Академия развития моногородов». В числе слушателей - представители местной власти, НКО и бизнеса из 24 моногородов Дальнего Востока.

   
   

Использовать ресурс

Экономический и социальный подъём таких населённых пунктов - одна из задач, поставленных на федеральном уровне. В России действует специальная программа «Комплексное развитие моногородов». Как объяснил гендиректор «Фонда развития моногородов» Илья Кривогов, цель проекта - показать местным властям возможности.

«Задача проекта - помочь управленческим командам монопрофильных муниципальных образований, познакомить их с организациями, которые содействуют развитию бизнеса, внедрению цифровых технологий, поддержке социально значимых проектов. Сегодня существует свыше 90 программ, которые можно использовать для развития таких территорий, государство ежегодно выделяет на это около 300 млрд рублей, но далеко не все знают, как использовать этот ресурс», - рассказал И. Кривогов.

В Хабаровском крае к монопоселениям относятся Чегдомын (Верхнебуреинский район) и Эльбан (Амурский район), в ЕАО - посёлок Теплоозёрск. Проблемы в общем-то у всех схожие, что у Чегдомына, что у Нерюнгри, за небольшими отличиями. Сходства обнаружились быстро - тренинги как раз и были посвящены общим сложностям. Все дружно вычленяли проблему, а потом под руководством экспертов искали пути её решения.

Бюджет и потребности

Но вот, что меня удивило: особого желания говорить вслух о проблемах у участников не было. Практически все, к кому я подходила в надежде узнать из «первых рук» о бедах и чаяниях моногорожан, при слове «пресса» замыкались, как устрицы. На тренингах «управленцы и представители бизнеса» очень переживали, чтобы никто не вёл запись. При этом без диктофона общались доброжелательно, по-человечески делясь своими заботами.

Вот что удалось выяснить. В основе проблем каждого монопоселения - отсутствие денег. Бюджет наполняется по большей части налогами, а откуда они, если единственное предприятие на ладан дышит? Как результат, не хватает средств на обустройство нормальной современной жизни в городах. «Несоответствие бюджетной обеспеченности и потребностей горожан» - так на своём языке сформулировали эту проблему управленцы.

Остальные проблемы - прямое следствие нехватки средств.

   
   

«У нас очистные сооружения нужно реконструировать, на это нужно порядка 3 миллиардов рублей, а где мы возьмём, если бюджет всего города - полмиллиарда?», сетовала представительница моногорода из Амурской области. Ей вторили коллеги из Нерюнгри, Теплоозёрска, Тынды - да в общем-то все собравшиеся.

Расселение людей из старых домов - тоже весьма актуальная тема. На Дальнем Востоке много БАМовских посёлков, основная застройка - двухэтажные бараки, которые перестали выдерживать критику лет 40 назад. Не всем удаётся вклиниться в федеральную программу «Расселение граждан из ветхого и аварийного жилья», а собственные средства - см. выше.

По мнению специалистов Фонда, в корне проблем уже есть ростки их решения. Нет денег? Привлекайте бизнес, заманивайте инвесторов интересными предложениями и комфортными условиями, активнее пытайтесь попасть в государственные и краевые (областные, республиканские) программы. Поиску инвесторов, кстати, посвятили заключительную часть семинара: участники сыграли в деловую игру под таким названием.

«У нашей команды всё получилось. Ещё бы в жизни было всё так просто, как в игре», - поделился потом один из игроков.

СПРАВКА

На Дальнем Востоке насчитывается 24 моногорода, из них 18 нуждаются в господдержке. Города распределили по трём категориям.

К поселениям с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций), отнесены шесть поселений. В Приморском крае это Дальнегорск, Ярославский и Светлогорье; в Амурской области - Райчихинск и Свободный; в Хабаровском крае - посёлок Чегдомын.

В категорию имеющих «риски ухудшения ситуации» попали 11 пунктов: Сусуман в Магаданской области; в Приморье - Лучегорск, Арсеньев, Новошахтинский, Восток, Спасск-Дальний; в Якутии - Нерюнгри, Мохсоголлох, Удачный, Нижний Куранах, в Хабаровском крае - Эльбан.

В третью категорию, со стабильной социально-экономической ситуацией, попали: в Амурской области - Тында, Белогорск; в Еврейской автономной области - Теплоозёрск; в Приморье - Липовцы; в Якутии - Мирный, Айхал; на Чукотке - Певек.

Смотрите также: