Эксперт: «Каждый шестой рубль в нашей стране создаётся в Арктике»

Алексей Гайдин / Из личного архива

Развитие арктической зоны и Севморпути остаются ключевыми приоритетами для российской экономики. Более 15% национального ВВП дают предприятия, расположенные в Арктике, отметили эксперты в ходе конференции на VIII Восточном экономическом форуме.

   
   

Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов отметил, что с учетом изменяющейся конъюнктуры логистические цепочки в России направлены на восточное направление, и роль Северного морского пути как новой транспортной артерии значительно возрастает. Значение этой транспортной артерии для страны эксперт описал словом «огромное».

Дополнительная важность развития Севморпути обсуловлена тем, что примерно 15% ВВП России создается Арктикой. Облегчение транспортировки грузов через Северный Ледовитый океан позволит увеличить эту цифру — в целом, перспективы развития арктического региона остаются многообещающими.

«Каждый шестой рубль, который создается в нашей стране, создается в Арктике. Сегодня там проживает 2,4 — 2,5 млн человек, то есть, примерно 1,6% от всего населения нашей страны. Если смотреть только на эти характеристики, то можно сделать очевидный вывод: производительность в Арктике — очень высокая, и фактически, на сегодняшний день, это наша кладовая, где создается в каком-то смысле инвестиционный мегапроект»,

— подчеркнул специальный представитель по вопросам развития Арктики Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Владимир Панов.

Насчёт того, что роль Арктики и преобразование этого региона являются ключевыми для прорывного развития Российской Федерации, согласился и вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК «Норильский никель» Андрей Грачев.

Развитие морских маршрутов в Арктике сталкивается с рядом проблем, обусловленных, в первую очередь, климатическими особенностями региона. На протяжении большей части года обстановка в морях Северного Ледовитого океана остаётся затруднительной для судоходства из-за глубокого промерзания воды. В связи с этим необходимо тщательно подходить к вопросу обеспечения безопасности судов на всём следовании Севморпути.

   
   

Заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов отметил, что самый важный фактор, который решает вопросы безопасности мореплавания — личные решения штурмана. Он определяет курс и использует естественные условия, такие как трещины во льду, ледовитость, движение льда и прочее. Поэтому необходимо предоставлять капитанам судов оптимальную своевременную метеоинформацию, хорошую связь, гидро-метеорологические условия и навигационные карты.

Председатель совета участников судоходства по Северному морскому пути Сергей Франк подчеркнул, что ответственные операторы придают высший приоритет безопасности. Все участники совета понимают, что в Арктике необходимо придерживаться этого критерия. Регион требует уважительного обращения к себе, а транспортировка грузов через него — опоры на лучшие научные решения.

Для преодоления сложностей, связанных с транспортировкой товаров через Севморпуть, эксперты предложили три оптимальных подхода: создание аварийно-спасательного и грузового флота, обеспечение круглогодичной навигации, а также развитие контейнерных перевозок.

Заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов сообщил, что компания выполнила расчёты для определения необходимого количества ледоколов, необходимых для судоходства в течение всего года. Он отметил, что помимо трех ледокольных судов, которыми компания в настоящее время располагают от компании «Росатомфлот», ей потребуется еще один дополнительный ледокол в Восточном секторе Арктики в 2024 году, два ледокола в 2025 году и три дополнительных ледокола с 2026 года.

Представитель NewNew Shipping Line Кэ Цзинь заявил, что компания планируют ввести в эксплуатацию 8-10 контейнеровозов в следующем году. Это позволит им обеспечить постоянную перевозку грузов из Шанхая, Японии, Кореи, стран Юго-Восточной Азии до Архангельска, Санкт-Петербурга, Калининграда и других регионов.