В Хабаровском крае приостановили полёты L-410

Страшные последствия дефекта - кадр с места падения самолёта под Нельканом. © / Межгосударственный авиационный комитет

Самолёты серии L-410 могут снять с рейсов по всему миру. Причина - возможный конструктивный дефект двигателей.

   
   

Опять реверс

Справка
Днем 15 ноября самолет летел по маршруту Хабаровск - Нелькан (Аяно-Майский район), на борту, по информации МЧС по Хабаровскому краю, были два пилота и семь пассажиров. «Элька» уже заходила на посадку, до земли оставались считанные метры, когда самолет внезапно дал крен и рухнул, не долетев до посадочной полосы несколько километров. Cамолет упал в лесной массив на удалении 1200 м от торца ВПП 41 аэродрома Нелькан. Падение произошло практически без поступательной скорости. При столкновении с землей самолет получил значительные повреждения. Согласно заключению экспертов МАК, катастрофа произошла из-за самопроизвольного переключения правого двигателя в бета-режим.
После крушения самолёта в Нелькане даже неспециалистам стал знаком термин «бета-режим» - переключение двигателя на обратную тягу или реверс, который применяется при торможении. В ноябре 2017 года из-за самопроизвольной неправильной сработки двигателя погибли шесть человек. С того дня до 10 января 2018 года полёты на «эльках» были приостановлены, возобновились 11 января. И трагедия едва не повторилась.

По информации министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, 11 января при подготовке борта серии L-410 к рейсу «Хабаровск - Николаевск-на-Амуре» на земле сработала сигнализация. Сигнал тревоги говорил, что один из двигателей самопроизвольно перешёл в тот самый бета-режим. Рейс был задержан, пассажиры вылетели другим воздушным судном.

- Этот дефект, несанкционированное включение бета-режима, очень опасен. Если невозможно обеспечить надёжность этой системы включения обратной тяги, то желательно её вообще отключить. Тем более, практически все взлётно-посадочные полосы в Хабаровском крае позволяют сажать самолёт без этого режима, - объяснил председатель Дальневосточной территориальной организации профсоюза авиационных работников Хасан Серожединов.

Полёты отменяются

Проблема в том, что российские специалисты не могут самостоятельно производить изменения в двигателях чешских самолётов L-410. Турбовинтовые двигатели для «элек» ранее выпускал чешский завод «Вальтер». Около десяти лет назад завод выкупила американская «Дженерал Электрик» и начала выпуск собственных моторов.

Дефект двигателей может погубить людей.

- Эта работа должна выполняться конструкторским бюро в Чехии. После отключения системы бета-режима необходимо будет проводить испытательные полеты. Никто не имеет права вносить изменения в изделия другого конструкторского бюро. L-410 производятся в Чехии, а двигатели этих самолетов - американские. Скорее всего, чешскому КБ придется подключить американских специалистов, - уточнил Хасан Ахтямович.

   
   

Высока вероятность, что воздушные суда этой серии будут сняты с полётов по всему миру. В Хабаровском крае их точно не выпустят в рейсы. Сейчас авиакомпания «Хабаровские авиалинии» заменяет L-410 на Ан-24 и Ан-26.

Есть вариант использования «эльки» старой модификации, на других двигателях, которые за всё время эксплуатации самопроизвольно не меняли режимы. Такие самолёты может передать Хабаровскому краю Камчатка. А поскольку предыдущее поколение L-410 довольно долго использовалось и в нашем крае, в специалистах - механиках и лётчиках - нехватки не будет.

На днях в Чехию на завод-производитель вылетела комиссия, в составе которой эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и компании «Хабаровские авиалинии».

Смотрите также: