Просроченный сыр за пять тысяч рублей. Блогер зарабатывает на магазинах

Блогер из Благовещенска почти два года зарабатывает на местной торговой сети. Он регулярно ходит туда за покупками, выбирает просроченные продукты, приобретает их – а потом предлагает руководству магазина «компенсировать моральный ущерб». Опасаясь, что торговля едой третьей свежести получит обещанную покупателем огласку, магазины исправно платят. Узнав о том, что на куске сыра можно легко заработать 5 тысяч рублей, к блогеру присоединился его приятель. Теперь торговая сеть платит и ему.

   
   

«Претензий не имею»

О ситуации с блогером рассказала сотрудница торговой сети:

«Пусть меня зовут Зинаида – свое настоящее имя называть опасаюсь, так как мой работодатель очень не хочет, чтобы ситуация получила огласку. Я уже более трех лет работаю в торговой сети «Кэш & Кэрри» в Благовещенске. С 2019 по 2020 год сотрудников нашего магазина регулярно наказывали финансово за то, что магазин платил одному из покупателей. Его зовут Андрей Афанасьев, он, как мы узнали, ведет блог «Антирейтинг», где рассказывает о заведениях, которые ему якобы не понравились – на самом деле, думаю, это те, кто отказался платить», – говорит сотрудница магазина.

Она предоставила в редакцию претензии блогера и его друга, а также их расписки о получении денег, в которых говорится: «Каких-либо претензий не имею».

«Афанасьев буквально «терроризировал» нашу торговую сеть претензиями за нахождение на полках просроченных товаров. И руководство, чтобы не допускать выхода этой информации в СМИ, регулярно платило ему, а потом и его другу Николаю Пироженко компенсацию понесенного ими так называемого «морального вреда». Насколько мне известно, Пироженко деньги направляли банковскими переводами. А потом эти деньги высчитывали с нас – персонала. На все наши вопросы, почему нас лишают денег, нам советовали обращаться к Афанасьеву и Пироженко. Не мы закупаем продукты, не мы оставляем их на полках, не мы решаем платить «покупателям» – но при этом рассчитывались за все именно мы», – рассказала Зинаида.

Судя по претензиям и распискам, на просроченных продуктах небольшой стоимости – пирожные, сыр и так далее – друзья зарабатывали каждый раз по 5 – 6 тысяч рублей.

По словам сотрудницы магазина, в полицию с заявлением ее работодатели не обращались и не планируют: «Как же, он же ведь блогер! А вдруг плохо о нас напишет».

   
   

Шантаж интим-товарами

В Хабаровске аналогичные случаи не фиксировались – или же предприниматели предпочитают заплатить, не допуская огласки.

Между тем, ответственность в подобных ситуациях предусмотрена для обеих сторон «компенсации морального вреда». Причем если торговая сеть, продающая просроченную продукцию, подвергается административной – крупном штрафу (на юридическое лицо – от 300 до 600 тысяч рублей, ст. 14.43 КоАП РФ), то за вымогательство предусмотрена уголовная (ст. 163 УК РФ).

По закону, вымогательство – это требование передачи денег (имущества, права на имущество) под угрозой насилия, порчи имущества или распространения сведений, способных причинить вред интересам или правам потерпевшего. При этом угроза должна восприниматься потерпевшим реально (не вызывать сомнений, что виновный может ее реализовать). Для возбуждения уголовного дела необходимо обращение в правоохранительные органы.

В Хабаровске уголовные дела по этой статье достаточно редки. По данным городской полиции, в этом году возбуждено 12 таких дел, в прошлом году в тот же период их было ровно столько же.

В марте этого года хабаровчанин посетил магазин интим-товаров, сделал там покупки и поехал по делам на поселок Горького. Там к нему подошли пять незнакомцев, которые, как оказалось, имели представление о его визите в магазин. Они потребовали отдать им деньги и банковскую карту, угрожая избить и распространить по всему городу информацию о покупках хабаровчанина. Мужчина отдал им банковскую карту и пин-код от нее – вымогатели сняли оттуда 125 тысяч рублей, а также забрали интим-товары.

После этого мужчина отправился в полицию. Все пять человек – от 21 до 32 лет, самый старший оказался многократно судимым – были задержаны полицией совместно с Росгвардией. А потерпевшему в итоге вернули даже часть изъятых у вымогателей похищенных предметов личного использования. Возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.163 УК РФ. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.

В мае вымогательству подвергся житель общежития на Матвеевском шоссе. Сначала у него похитили телефон, а потом стали шантажировать распространением личной информации, которая в нем находилась, и требовать за это 13 тысяч рублей. Мужчина обратился в полицию, после чего вымогатель был задержан.

«Единственное верное решение для того, кто столкнулся с вымогательством – сразу же обратиться в правоохранительные органы. Не стоит идти на поводу у злоумышленников: практика показывает, что если раз уступить требованиям, то они продолжат повторяться, и человек так и будет постоянно платить. При этом уголовные дела по статье «вымогательство» имеют очень высокую раскрываемость, виновные привлекаются к уголовной ответственности», – рассказал старший специалист группы по связям с общественностью УМВД России по Хабаровску Кирилл Блинов.

Жалоба после претензии

Магазин, торгующий просроченной продукцией, может быть оштрафован на солидную сумму. В Хабаровске в этом году за залежалые товары на своих полках уже наказаны восемь предпринимателей.

«С начала года в Роспотребнадзор поступило 50 жалоб от потребителей на просроченную продукцию, из них 14 – на просроченный алкоголь. Были подтверждены всего 8 жалоб, предприниматели привлечены к ответственности по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ», – сообщила пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Анастасия Судакова.

Это статья «Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов – повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений». За это нарушение назначается штраф: на граждан – от 2 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц – от 20 до 30 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 40 тысяч рублей, на юридических лиц – от 300 до 600 тысяч рублей.

Впрочем, в большинстве случаев покупатели и продавцы расходятся мирно – магазин возмещает стоимость некачественного товара.

«При покупке товара с истекшим сроком годности необходимо сначала обратиться к продавцу и потребовать либо вернуть деньги, либо заменить товар на аналогичный годный, либо на товар другой марки с пересчетом. Если получен отказ, нужно составить претензию на имя руководителя магазина. В ней нужно указать суть проблемы, свои требования, адрес магазина, где сделана покупка, и обязательно оставить свои контакты для связи. Если и в этом случае требование не удовлетворено, можно подать жалобу в Роспотребнадзор. В ней также нужно обязательно указать свои данные и описать ситуацию. Если есть возможность, можно дополнить жалобу подтверждением некачественной покупки. По жалобе будет проведена проверка, и если сведения, указанные в ней, подтвердятся, предприниматель будет привлечен к административной ответственности», – рассказала Анастасия Судакова.