Мусор-убийца. Как китов и тюленей спасают от сетей-удавок

Этим летом в Охотском море у берегов Хабаровского края в «сетях-призраках» запутался краснокнижный гренландский кит. Сразу была начата спасательная операция, но до конца снять сети не удалось – животное ушло из виду. Млекопитающие поменьше еще чаще запутываются в рыболовецких сетях и умирают, не имея возможности выбраться. Морские обитатели гибнут, заглатывая пластиковые отходы: они принимают их за еду. Представляет опасность и обычный мусор, те же пластиковые кольца – играя с ним, животные нередко запутываются.

   
   

Корреспондент hab.aif.ru выяснял, как спасают морских обитателей, пострадавших от оставленного человеком мусора, а также узнавал, что нужно сделать, чтобы таких происшествий с животными не было. 

Кто попадает в сети?

«Сети-призраки» – брошенные, бесхозные сети и их обрывки, которые, как и мусор, заполонили мировой океан. Краснокнижный гренландский кит в Охотском море у берегов Хабаровского края попал в конце июля в ловушку именно из таких сетей. 

«В недавнем случае гренландский кит запутался в ставном неводе. К сожалению, такие факты бывали и ранее. Рыбопромышленники оспаривают, что их ставные невода несут угрозу для китов. Мы обращались неоднократно в органы власти с просьбой ограничить промысел лосося там, где обитают эти киты», – рассказывает руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын.

Спасателям удалось частично помочь киту, но последнюю веревку, которая окутала его пасть, так и не сняли. Удалось ли киту освободиться самостоятельно – неизвестно.

Но и для мелких морских обитателей сети представляют серьезную опасность. Представители семейства тюленей страдают от удавок на шее – их еще называют «ошейником».

В 2018 году на юго-западный берег Сахалина выбросило труп охотоморского гренландского кита. У него не было хвоста. С большей долей вероятности конечность была ампутирована в результате запутывания в сетях. Фото: личный архив/ Дмитрий Лисицын

«Различные виды тюленей, как правило, в рыболовецких сетях не запутываются. Угрозу им представляют обрывки сетей или куски веревок, которые имеют форму петли или ошейника. Это огромная проблема и она несет для этих животных большую опасность. Поначалу она не доставляет проблем, но по мере роста животного удавка все глубже врезается в кожу и начинает медленно его убивать. Количество тюленей, которые носят на шее эти «ошейники» с каждым годом растет, так как увеличивается количество мусора», – говорит Дмитрий Лисицын.

   
   

Кто и как спасает животных?

Волонтеры из группы помощи «Друзья океана» – одни из тех, кто занимается спасением морских млекопитающих. Добровольцы проходят обучение по специальной программе и только после этого отправляются на помощь животным.

«Друзья океана» часто работают с северными морскими котиками. Для их спасения применяют несколько техник. При помощи длинных сачков отлавливают и обездвиживают животное. После чего пластик срезается. Если врезание глубокое, то ветеринары делают «полевую операцию». Порой можно использовать длинный телескопический шест с загнутым ножом на конце. Если животное лежит спокойно и к нему можно подойти из-за укрытия, то веревку можно срезать таким образом.

«Если животное достаточно крупное и обездвижить его сачком невозможно или запутывание очень глубокое и освобождение принесет ему мучения, то в таких случаях применяют дистанционную анестезию. Ветеринарным шприцом с препаратами при помощи инъектора выстреливают в животное, от которых оно на время засыпает. За это время ветеринары проводят операцию. Снимают «ошейники», обрабатывают рану, удаляют некротические ткани для более быстрого затягивания раны. После чего вкалывается антидот и животное просыпается», – рассказывает руководитель клуба «Бумеранг» и грантового проекта «Друзья океана: Камчатка – Сахалин» Валентина Мезенцева.

Ветеринарный врач готовится обездвижить животное при помощи инъекции.Фото: Группа помощи морским животным "Друзья океана"

В январе 2022 года волонтеры спасли краснокнижного сивуча, которого назвали Счастливчик. О запутавшемся животном сообщили люди. К моменту приезда спасателей сивуч сидел на том же месте. При появлении людей он спрыгнул в воду, но веревка не дала ему уплыть. Волонтер подтянул животное ближе и закрепил его страховочной веревкой за брекватер (гидротехническое сооружение, предназначенное для защиты береговой линии - прим. ред.).

Сколько животных страдает в год?
Подсчитать количество животных, которым причинен вред от морского мусора - невозможно. С уверенностью можно сказать одно - число пострадавших растет ежегодно.

Освобождение сивуча из сетей заняло около часа. Для этого использовали загнутый нож, закреплённый на телескопическом шесте. Чтобы срезать туго запутанный капрон с шеи, пришлось приложить серьезные усилия. И вот, наконец – свобода. Зверь уплыл, а сеть осталась у волонтера на память.

Борьба с сетями

Сама по себе установка рыболовных сетей законна. Однако она не должна нарушать требований по длине сетей, месторасположению и иные нормы. Также рыболовецкие компании должны убирать сети по завершении лова.

Фото: Группа помощи морским животным "Друзья океана"

Однако не все их убирают, и бесхозные «сети-призраки»могут убить или покалечить животное. Установить владельца невода обычно невозможно, а значит, и привлечь к ответственности некого. Государственных программ по борьбе с «сетями-призраками» нет.

«Если мы встречаем такие сети в море, то просто забираем их и выбрасываем. Порой находим ставные невода. Рыболовецкие компании иногда не утилизируют их должным образом, а просто оставляют. В такой ситуации мы пишем обращения, при помощи государственных инспекторов пытаемся установить кому принадлежит промысловый участок. Это необходимо для того, чтобы компания понесла ответственность», – сообщила Валентина Мезенцева.

Фото: Группа помощи морским животным "Друзья океана"

Но владельца орудия лова будет невозможно установить с того момента, как сеть порвется или другим способом окажется в море. В некоторых странах существует обязанность маркировать сети, однако в России такого требования нет.

Одним из вариантов решения проблемы бесхозных сетей может стать лицензионный лов.

«С одной стороны, лицензионный лов надо развивать под контролем. Однако сети нельзя продавать в открытом доступе людям. Сети должны быть у владельца лицензионного участка. Человек обязан приехать, купить лицензию, взять сеть, половить рыбу и вернуть орудие лова. Сейчас же сети продаются за копейки и люди, порыбачив, просто бросают их», – отметил Дмитрий Лисицын.

Также важным шагом, особенно для безопасности серых китов, может стать ограничение длины неводов. На данный момент они могут достигать 3 км. Конечно, прежде всего, такое решение направлено на ограничение промысловой нагрузки на добычу тихоокеанских лососей. Но, как известно, киты часто запутываются в таких сетях.

Рехаб для тюленей

С 2007 года в Приморском крае работает реабилитационный центр «Тюлень». Основными пациентами рехаба становятся тюленята, экстремально рано разлучившиеся с матерью. В природе, без помощи человека, они не выживают. Все реабилитационные центры в мире, специализирующиеся на тюленях, работают именно с такими сиротами.

Фото: реабилитационный центр «Тюлень»

Хоть и основные пациенты центра «Тюлень» детеныши без родителей, в рехабе ежегодно есть несколько морских млекопитающих, которые пострадали от человеческой деятельности, будь то нефтепродукты, пластиковый мусор или обрывки сетей.

«Нынешний сезон первый за 15 лет нашей работы, когда мы рассматриваем вариант с зимовкой для одного из пациентов. Это слепой тюлень, у которого, вдобавок, повреждены вибриссы на одной щеке. Отсутствие зрения не очень большая проблема для тюленей, а вот недостаток усов – да. Вибриссы полностью сменятся весной, и тогда у животного будет гораздо больше шансов на выживание», - рассказывает директор реабилитационного центра «Тюлень» Лора Белоиван.

Зачастую в рехаб о найденных тюленях сообщают люди, однако не все знают, как правильно себя вести с морскими млекопитающими. 9 марта 2021 года детеныш тюленя оказался на берегу в окружении людей, которые затискали животное буквально до смерти. Волонтеры хоть и забрали животное, но последствия стресса оказались критическими для него. Ежегодно волонтеры спасают порядка 10-15 тюленят в год. Всех их возвращают в родной ареал обитания.

«Тюленята в силу разных причин могут остаться без матери и оказаться в поле зрения человека. Нельзя спихивать животных в море! Тюлени очень много времени проводят на суше, а маленькие тюленята и вовсе не большие любители плавать. Часто случается, что тюлененок из последних сил выбрался на берег, а добрые люди берут и стаскивают его в море. Нельзя этого делать, нельзя слишком близко подходить, трогать, шуметь, гладить и прочее. Надо снять видео с метров 10, позвонить, прислать его нам вместе с геолокацией. Почти всегда мы просим людей оставаться, по возможности, рядом с обнаруженным детенышем до момента прибытия наших обученных волонтеров – это нужно для безопасности животного», – говорит Лора Белоиван.

Фото: реабилитационный центр «Тюлень»