Метеорит в оправе. Как ювелир-художник укрощает звёзды

Виктор Волошенко / личный архив

Бывший инженер – механик в поисках заработка освоил ювелирное ремесло. Со временем из-под его инструментов на свет стали появляться уникальные украшения. В своей работе мастер удачно экспериментирует с материалами. Украшения из титана, с метеоритами и ценными породами деревьев уже нашли своих хозяев. Как Виктору Волошенко удаётся увидеть в куске металла будущий шедевр и почему его работы живые, узнал журналист «АиФ-Дальинформ».

   
   

Простая механика

Небольшая скромно обустроенная мастерская в центре Хабаровска, ничего лишнего, все для работы. Даже и не скажешь, что здесь рождаются, пожалуй, самые необычные и самые интересные украшения, которые не прочь носить не только женщины, но и мужчины. Виктор Волошенко в ювелирном деле без малого лет 50, уже и сам не помнит, когда впервые взялся за металл. Правда, не сразу понял свое предназначение.

«С ювелирным делом я познакомился еще в далёкой молодости. Пробовал что-то делать, но тогда это было хобби. Потом по мере взросления я, как и все, пошел получать профессию и выбрал для себя инженерную специальность. Закончил ВУЗ, работал на заводе. Но это мне не приносило удовольствия и тем более денег. И как-то решил вернуться к ювелирному делу и заняться им всерьез. Я прошел обучение и стал уже выполнять какие-то заказы. Но мне очень не хотелось стоять на конвейере, я люблю экспериментировать и создавать что-то необычное и новое. Вот так и стал искать свое направление в этом виде искусства», - объясняет Виктор, перелистывая на ноутбуке бесчисленное количество фотографий со своими изделиями.

У Виктора своя необычная история прихода в сложное ювелирное дело, можно сказать,  все дело случая, связанного с другим именитым жителем Хабаровска.  

«Да, изначально я делал простые изделия, набивал руку. Сделал знакомой какие-то серьги. Она была довольна и часто их носила. А потом её сосед увидел их на ней и поинтересовался: «Кто это сделал?» Она рассказала обо мне, и мы с ним познакомились. Это оказался Борис Фомин – он геолог, художник, камнерез. И он  попросил сделать коллекцию украшений из камней дальневосточных агатов. Это удивительный камень, отдельные экземпляры настолько уникальные, что их даже не надо как-то обрабатывать, поставить в оправу и все, такие агаты еще называют «пейзажные». Надо сказать, что Борис Фомин, тогда предоставив мне мастерскую, собственно и способствовал началу моего профессионального пути, - вспоминает ювелир-художник. - Дальневосточные агаты и аметисты самые красивые камни, и я до сих пор считаю, что из них получаются лучшие изделия. Да, с точки зрения ювелирного искусства, например, аметисты, найденные тем же Борисом в районе Ванино, неравномерно окрашены и имеют дефекты, но они живые, они пробуждают фантазию, и их хочется разглядывать и творить красоту».

Фото: личный архив/ Виктор Волошенко

Неземное притяжение

Михаил Коренев, «АиФ-Дальинформ»: Вы любите экспериментировать не только с камнями, но и с металлами и даже метеоритами, из которых создали не одно уникальное кольцо?  

Виктор Волошенко: Как-то мне друг принес метеорит. Я первый раз тогда его подержал в руках и оставил себе, как талисман. Тогда я еще не думал, что можно их использовать в создании украшений. А потом кто-то попросил меня сделать кулон с метеоритом в серебре. Потом знакомые заказчика попросили мои контакты, тоже заинтересовались, их друзья... Так и пошло. Помню, тогда крупный заказ был аж на 7 кулонов. Все кусочки были из Сихотэ-Алиньского месторождения. А потом мне в голову пришла идея сделать кольцо с метеоритом. В голове нарисовался образ. Я взял кусочек, что у меня давно лежал, распилил пополам и придал форму, добавил в это изделие турмалин. Это было какое-то супервдохновение. Я за неделю его сделал. Ничем другим больше не занимался. Даже две ночи подряд с ним просидел. В итоге родилось кольцо, которое я считаю одним из лучших в моем творчестве, - с восхищением художник показывает фотографию кольца.

   
   

Это, пожалуй, единственное творение, с которым Виктор расставался с сожалением, потому что с самого начала делал его не для кого-то под заказ. Но после очередной выставки местный телеканал, снимая сюжет про творчество ювелира, естественно, сделал акцент на необычное кольцо.

«Его увидел мужчина, который как-то уже покупал у меня украшения, и позвонил. Оказалось, что это кольцо с метеоритом пришлось ему по размеру. Так оно нашло своего истинного хозяина. Признаться, я легко расстаюсь со своими работами, но это творение запало мне в душу. А еще есть совсем необычный случай, когда кольцо с метеоритом и австралийским опалом мне заказала девушка. В итоге оно, по сути, предрекло их путешествие с мужем в далекий Казахстан, где они побывали на редкой красоты горном озере, и этот природный ландшафт точь-в-точь совпал с придуманным мною дизайном кольца», - сказал Виктор.

Непростые сочетания

Кто хоть раз видел работы Виктора, поверьте, никогда их не забудет и ни с чем не спутает. Они завораживают своей сложностью и простотой одновременно, некоторые из них создают ощущения подвижности. В своих работах художник не боится экспериментировать. Постоянно ищет новые сочетания различных металлов, часто использует необычный для ювелирных украшений титан. 

«О, с ним у меня непростая история вышла. Я долго к нему подбирался, экспериментировал. Сложный металл и очень хороший по энергетике для человека, недаром его используют при создании протезов суставов или в стоматологии. Он легкий, но одновременно твердый, скользкий и вязкий. Нужно титаническое терпение при его обработке – у него один из самых высоких показателей коэффициента трения. Когда я все же взялся за титан всерьез, то только над одной деталью будущего кольца трудился не менее двух часов. Мне очень хотелось понять, что в итоге получится. Вот с первого кольца, - Виктор Волошенко, показывая коробку с поразительными  украшениями, - и пошла титановая коллекция – 10 изделий я сделал специально для выставки «Ювелирный Олимп», что проходит ежегодно в Санкт-Петербурге. И в 2013 году принял в ней участие. Завоевал два диплома. Сейчас экспериментирую с деревом. Нравится мне его текстура. Недавно приобрёл черное эбеновое дерево и пробую создавать украшения из него».

Фото: личный архив/ Виктор Волошенко

Секреты мастера

Сейчас все, чему научился за свою ювелирную жизнь, Виктор передает своему сыну. В отличие от отца, парень все же решился окончить худграф, но только так же, как и старший Волошенко, ювелирным делом всерьез занялся не сразу.

«Сын стал мне помогать еще с 14 лет. Я ему предложил зарабатывать карманные деньги. Он поначалу паял мне какие-то детали, потом уже, когда вырос, окончил худграф, но остаться со мной не захотел, занимался дизайном неоновых конструкций, а потом в итоге сам пришел и попросился работать вместе. Вот уже много лет мы с ним создаём необычные украшения», - отец не без гордости смотрит на то, как преемник трудится над очередным своим изделием.

Сергей тоже горит ювелирным делом, пока у него выходит не так шедеврально, как у отца, но его украшения тоже пользуются немалым успехом. Особенно в преддверии праздников. Да и у семейного подряда есть еще одно совместное увлечение.  

«Решили вот проводить мастер-классы для всех желающих. Можем научить изготовить какое-то изделие, либо поможем стать настоящим ювелиром. Инструменты все есть, кто хочет, может приходить – стоит это недорого. Но зато, вы представляете, какое это счастье – сделать кольцо для любимой или маме в подарок своими руками. Пусть оно получится не такое шикарное, как у именитого ювелира-художника, но зато от души. Разве это не прекрасно – творить красоту самому», - показывает какие-то заготовки будущих украшений Сергей.

Мистика, да и только 

Дизайн, пожалуй, самое необычное, что привлекает внимание людей к работам Виктора Волошенко. Откуда мастер берет идеи, сказать не может. По словам художника, объяснить это сложно, все происходит само, порой даже неожиданно.

«Вот крутишь камень в руках или кусочек металла. Часто вдохновляют сами заказчики, их облик, харизма, лучше всего, когда они позволяют мне творить самому. Но бывает и так, что приходится подстраиваться. Безусловно, я в каждое изделие вкладываю душу и очень люблю, когда владельцы украшений просит изготовить что-то на мое усмотрение. Тогда у меня включается полёт фантазии, и больше всего доставляет радость, когда клиент доволен готовым украшением, - демонстрирует Виктор одно из пока еще недовершенных своих изделий. - Хуже, когда люди просят что-то конкретное. Однажды мужчина сделал заказ украшения к определённому сроку, а за месяц до сдачи пришел и внес коррективы. Пришлось в спешном порядке всё переделывать. А вообще для меня важно познакомиться с тем человеком, кто будет носить мое творение, чтобы понять, какой у него характер, что он за человек. Тогда у меня в голове уже намечается дизайн будущего изделия. То, что я изготавливаю, – это индивидуально и никогда не повторяется».