Хабаровчанин Михаил Булкин унаследовал интерес к собиранию бумажных денег, а заодно и часть коллекции, от деда. Каких только экземпляров у него нет: тут и «катеньки», сторублевые купюры 1910 года с изображением императрицы Екатерины Великой, и «керенки» переходного времени, и советские 25-рублевки, и даже продуктовые карточки начала 1990-х.
Бумажная копейка
Совсем незамеченным прошёл юбилей… российских денег. А ведь в 2019 году нашим бумажным банкнотам исполнилось ровно 250 лет. До их появления в буквальном смысле тяжела была зарплата и царей, и аристократов – в общем, всех, кто находился на высокооплачиваемых должностях. Ломоносову пришлось получить годовое жалованье медными пятаками весом больше тонны. «Получечку» вёз целый обоз из двенадцати телег.
Впрочем, непривычным поначалу «бумажкам» не особенно доверяли вплоть до 1843 года. Тут и Наполеон постарался – главный фальсификатор русских денег, и весьма примитивное качество первых ассигнаций сыграло отрицательную роль.
Настоящий бум бумажных денег пришелся на конец XIX века – начало XX, тогда появились «на свет» и первые экспонаты коллекции Михаила Булкина. Но это были не только «червонцы» и сторублевки. Помимо объемных, раза в четыре больше современных, купюр, хождение в царской России имели и бумажные копейки.
«В 1915 году при царе-батюшке Николае II появились продуктовые карточки и некрасивое слово – инфляция. Был такой период – металла не хватало для чеканки монет, вот и перешли на бумагу, пришлось даже почтовые марки в денежный оборот пускать наравне с серебряной монетой», – рассказывает коллекционер.
Шёлковая купюра
В гражданскую войну (1917 – 1922 годы) собственные деньги выпускали все: временное правительство, белые, красные, вольные города, заводы и даже отдельные магазины. Красивые банкноты выпускал белый генерал Деникин – они печатались в Англии. Колчак выпускал свои в США, но многие рисовали деньги сами. Коммунисты наносили на свои банкноты лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» на семи языках: русском, китайском, арабском, английском, испанском, французском и немецком.
Во времена гражданской войны банкноты белого генерала Юденича пошли на обёртки для конфет. Деньгами оклеивали квартиры, не говоря уже о сундуках и чемоданах. Обои стоили дороже многих купюр. Такова оказалась незавидная участь всех «донских», «керенок», «краснощёковок» и многих других денежных знаков переходного времени.
Их, а также царские «катьки», к концу 1923 года вытеснил советский червонец, обеспеченный золотом. Написано об этом было на самих банкнотах. Кстати, на современных деньгах такой надписи нет.