«Сын думает - я в больнице». Женщина стала художницей, оказавшись в тюрьме

Юлия Михалёва / АиФ

Из школы - в колонию

Екатерина Загребина - единственная штатная художница в ИК-12, расположенной в селе Заозёрное под Хабаровском. Всё оформление на ней: стенгазеты, плакаты, декорации. Даже праздничные костюмы. К Новому году Екатерина наряжала Снегурочку для спектакля, смастерив ей из подручных материалов не только наряд, но и корону.

   
   

«Сейчас плакат к 8 Марта рисую, - показывает Екатерина Загребина на пока незавершённого Буратино перед собой. - Недавно большую декорацию закончила, к нашему конкурсу красоты «Леди Весна». В нём по девушке из каждого отряда будет участвовать. Ещё готовлю плакаты к КВН. Он пройдёт у нас в апреле под лозунгом «Любовь-морковь». Кажется, что времени достаточно впереди, но на самом деле – мало».

Екатерина жила в Комсомольске-на-Амуре. Рисовать начала в детстве, всерьёз увлечение не воспринимала - просто для себя. Однако родители, глядя на совсем недетские по исполнению картинки, посчитали дочь одарённой и отдали в художественную школу. А попутно ещё и в музыкальную. Последняя в то время пришлась девушке больше по душе, и она семь лет училась игре на фортепиано. Окончила и художественное училище, но опять так же, мимоходом - и тогда художницей себя всё ещё не считала.

Фото: АиФ/ Юлия Михалёва

А потом Екатерина связалась с плохой компанией. Быстро стала наркоманкой, и в 19 лет совершила кражу, чтобы купить наркотики. Так и оказалась в первый раз в ИК-12.

«Я тогда через полтора года освободилась: амнистия была большая. Но за это время обо всём успела подумать. Помню, твёрдо решила, что больше ни за что здесь не окажусь. И обещала себе, что наркотики больше употреблять не стану», - вспоминает Екатерина.

Многие обещания, которые дают себе осуждённые, уходят в прошлое, стоит только переступить порог колонии. Однако девушка слово сдержала.

«Когда освободилась, не прикасалась к наркотикам почти десять лет. Я получила дополнительное образование: стала мастером дизайна ногтей, открыла маленький кабинет. Вышла замуж, родила ребёнка - и, в общем-то, считала, что ошибка юности осталась в далёком прошлом. Но всё сложилось иначе, - рассказывает Екатерина. - Мужа убили, и я не смогла с этим справиться. Вернулась к наркотикам, чтобы забыться».

   
   

Стремительно, как и в первый раз, жизнь покатилась под откос. Итог - снова исправительная колония № 12, на сей раз на 6 лет и 3 месяца.

Опять оказавшись в неволе, Екатерина начала рисовать. И на её талант сразу же обратила внимание администрация учреждения.

«Вот так-то я и стала художницей. Да ещё и признанной – штатной», - улыбается собеседница.

Фото: АиФ/ Юлия Михалёва

Иконы от атеистки

Рабочая неделя у Екатерины пятидневная, с 9 до 17, с перерывом на обед. Говорит, день всегда занят до отказа, что не так и плохо: помогает скоротать часы и отвлечься от неприятных мыслей.

«Когда есть время, рисую открытки нашим девочкам, они периодически просят. Вот сейчас к 8 Марта несколько сделала, раздала уже. А ещё, бывает, пишу другим осуждённым портреты близких по фотографиям», - рассказывает Екатерина.

Когда удаётся, художница делает рисунки и для себя, но времени не хватает, и они долго остаются набросками. Ещё с декабря ждут своего часа львица со львёнком. Отложена и вторая по счёту икона художницы - «Княгиня Ольга». Её Екатерина начала писать для мамы.

Первая, «Архангел-завоеватель», победила в региональном туре конкурса православной иконописи среди осуждённых «Канон». Теперь она в Москве, ожидает подведения итогов.

Фото: АиФ/ Юлия Михалёва

Что интересно, Екатерина - некрещёная и неверующая. Рассказывает, что воспитывалась в атеистической семье, и с тех пор взгляды не изменила и к вере не пришла. Впрочем, своего сына крестить разрешила.

Это для него рисунки, которые создаются в немногие свободные часы. Его фотографии присылают и привозят родители, но самая большая радость - звонки.

«Сын часто спрашивает, когда я вернусь домой. Он ещё совсем маленький - всего шесть, поэтому мои родители сказали ему, что я в больнице. Теперь он постоянно интересуется: «Мама, ну когда же тебя уже выпишут?», - вздыхает Екатерина, но тут же улыбается. - Он у меня такой талантливый! Стихи вслух хорошо читает. Мама рассказала, что скоро он будет выступать с ними на конкурсе».

Грядущий день 8 Марта - невесёлый праздник за решёткой, впрочем, как и все остальные.

«Но что толку унывать? Мы друг другу открытки подарим, торты сделаем. Коржи здесь продаются, а начинку, например из сливочного масла, можно самостоятельно приготовить. Вот и получится торт, - делится планами Екатерина. - А ещё очень поддерживают знаки внимания с воли. Друзья меня не забывают, открытки присылают - это очень приятно».

Но, конечно, Екатерина хочет, чтобы таких праздников в её жизни было меньше. Ждёт с нетерпением, когда снова сможет обнять сына.

«Мечтаю, когда выйду отсюда, снова открыть маникюрный кабинет. Рисовать продолжу, и на сей раз действительно больше сюда не вернусь», - говорит осуждённая художница.

Фото: АиФ/ Юлия Михалёва