Раввин из Чикаго. Изучать Тору может не только еврей

Яков Снетков / личный архив

В первое время после своего открытия в 2004 году хабаровская синагога регулярно подвергалась нападкам. Недоброжелатели мазали двери фекалиями. Но, по словам раввина Якова Снеткова, это мелочи по сравнению с тем, что однажды скинхеды бросили в здание коктейли Молотова. Но время шло, синагогу все чаще посещали не с деструктивными, а с духовными целями, и сегодня еврейская община достигла уже двух тысяч человек. Среди них – учителя и студенты, бизнесмены и музыканты.

   
   

Из Грузии через Америку

Арина Проскурина, «АиФ-Дальинформ»: Яков, вы возглавляете синагогу с момента ее открытия?

Яков Снетков: Да. В ноябре 2004 года, когда открылась синагога – общинный центр для евреев, имеющих русские корни, я стал раввином. Кстати, здание построили на том же самом месте, где синагога уже находилась в 1910 году. Потом ее перепрофилировали в художественный музей, а после полностью снесли.

– Вы хабаровчанин?

– Наша семья уже двадцать лет осуществляет служение Богу на хабаровской земле. Но родился я в Грузии, потом переехал в Москву, жил там некоторое время. Затем отправился на два года в Америку, в Чикаго, учился там в университете. В конце 1990-х мне поступило предложение возглавить общину в Хабаровске, и я приехал сюда вместе с супругой Адель.

– То есть, община у нас в городе существовала и до открытия синагоги?

– Да, неравнодушные местные жители организовали благотворительную службу. Люди собирались, чтобы отмечать еврейские религиозные праздники. Многие хотели лучше узнать традиции и обучить им детей – словом, была потребность в еврейской школе. Мы открыли ее, сейчас ее посещают около 60 человек.

   
   

– А где учились вы сами, чтобы стать раввином?

– В московской еврейской семинарии.

Фото: личный архив/ Яков Снетков

Раздельное обучение

– В общине сейчас, по вашим словам, две тысячи человек – неужели все регулярно ходят в синагогу?

– Есть люди, которые приходят раз в год, есть и те, кто посещает еженедельно. Последние лет пять среди тех, кто приходит, преобладают люди среднего возраста. Но, тем не менее, всегда присутствует и молодежь, она участвует в мероприятиях и жизни нашей общины. Приходят и пожилые прихожане, которым нужны поддержка и внимание. Когда случилась пандемия, мы решили, что пожилые люди будут общаться с нами на одной из интернет-площадок, а волонтеры будут покупать пенсионерам, все, что им потребуется. Но, несмотря на меры предосторожности, многие из них все-таки переболели ковидом.

– Кроме богослужений, при синагоге есть образовательные и благотворительные программы?

– Да, есть разные программы, например, курсы, направленные на изучение еврейских праздников. Всегда приходят люди, которые хотят изучать древнееврейский язык, Тору или Талмуд. У нас есть женская группа по изучению Торы, их человек тридцать, также есть и мужская группа, их двенадцать человек.

– Тору изучают раздельно?

– Да, в этом заключается особенность изучения Торы у евреев. Кроме того, есть в нашем культурном центре и молодежная группа, в которую входит 30 человек. Есть члены общины, которые изучают иврит. В современном обществе есть массовая безграмотность, которую мы пытаемся решить через такие вот курсы, как для членов общины, так и для всех желающих.

– То есть, изучать Тору может не только еврей?

– Цель нашей работы – это образование и воспитание. Потому что, если мы хотим добиться каких- то серьезных результатов, этого можно достичь только через образование. Других и более легких путей не существует. Если говорить о нашей открытости хабаровчанам, не имеющим еврейских корней, то община открыта для всех. Допустим, если занятия веду я, то, конечно, не спрашиваю у человека о его происхождении. Но есть специфические программы, в которых может принимать участие только еврей. Не все проекты мы проводим на территории синагоги. Например, один раз в неделю мы собираемся в кафе за чашечкой кофе, чтобы обсудить в форме дискуссии вопросы Талмуда. Даже праздники, которые мы отмечаем с людьми, несут в себе образовательно-просветительскую функцию. Также мы создали группу дневного пребывания дошкольников где в форме игр проходит знакомство с еврейской культурой и праздниками.

Фото: личный архив/ Яков Снетков

Молитвенная одежда

– А как проходят богослужения?

– Есть молитвы будние: в понедельник, в четверг и субботу с утра, в пятницу вечером, по продолжительности они составляют один час. Во время молитвы нужно всегда соответствующе одеваться, одевать больше одежды, чем человек носит в повседневности. Есть праздничная одежда, есть молитвенная. Так как Бог проявляет себя через одежды, то же самое и человек, чтобы соприкоснуться со святостью, должен быть одет соответствующе. Одежда всегда влияет на внутреннее мироощущение человека, она несет в себе глубокий смысл, не только фактически, но и мистически.

– Евреи уже отметили праздник Пасхи?

– В этом году – 4 апреля. Все еврейские праздники считают по лунному календарю. Но, несмотря на это, всегда есть сочетания с солнцем, потому что нужно, чтобы Пейсах всегда выпадал весной. Если бы не было сочетания луны и солнца, то праздник Пейсах бы двигался. Евреи отмечают праздник Пасхи, как исхода евреев из Египта. Это день рождения еврейского народа, можно так сказать, день независимости еврейского народа. Когда люди вышли из Египта, они потом получили Тору, исполнилось еврейское пророчество Авраама: «Народ твой выйдет из притеснения». И евреи направились в сторону святой земли. Пейсах – это первый еврейский праздник, как хронологически, так и по своему содержанию. Это месяц, когда стал реализовываться Божественный замысел, что появился народ, который несет Божественную идею в мир. Сразу после Пейсаха, на 50 день, мы отмечаем дарование Торы (Шавуот). Есть еще праздник, который возник немного позже библейских времен – праздник Лаг ба-Омер, связанный с талмудическими мудрецами.

– В еврейской культуре много запретов: нельзя смешивать мясное и молочное, в субботу – шаббат – запрещено не только работать, но даже зажигать огонь. А как контролируется их соблюдение?

– Жизнь в еврейской общине спокойная и размеренная, и за соблюдением традиций следят сами прихожане. Кто-то соблюдает все, кто-то – частично.

– У вас, насколько я знаю, очень большая семья.

– Да. Жена Адель и девять детей.