Пьеса о коронавирусе. Как сыграть спектакль в медицинской маске

Дмитрий Стертюков / АиФ

Театры, скорее всего, будут последними, кому предстоит выйти из карантина и, избавившись от оков коронавируса, принять в свои объятия зрителей. Сегодня они выкручиваются, как могут: где-то идут репетиции будущих спектаклей и онлайн-трансляции уже прошедших, где-то актёры сидят дома и изобретают способы не потерять творческую форму: от написания стихов до видеоблогов - в ход идёт всё. Каково актёру остаться без зрителя и какой была бы пьеса о коронавирусе, рассказал драматург, режиссёр и актёр Драматического театра Комсомольска-на-Амуре Дмитрий Стертюков.

   
   

Актёры в масках

Когда - ещё в декабре - призрак коронавируса появился в информационном поле, Дмитрий, по его словам, не испытывал ни страха, ни паники. И не задумывался о том, как вирус скажется на его жизни и работе. В памяти возникала атипичная пневмония: в начале двухтысячных годов Дмитрий учился в Благовещенске в училище культуры, и там, в связи с близостью к Китаю, действительно было сначала страшно. Возник непонятный вирус и люди умирали. А потом всё как-то само собой закончилось. Изначально он предполагал, что сценарий будет таким же.

«И так получилось, что до 30 апреля театр работал. Спектаклей не было, конечно, зрителя тоже, но репетиции шли. Соблюдались все меры самозащиты: и маски носили, и перчатки, и санитайзеры - в общем, всё, как полагается. Мы в закрытом режиме репетировали спектакль. У нас работал приезжий режиссёр из Иркутска, Андрей Штейнер, которому нужно было закончить спектакль «Сон в летнюю ночь» и уехать. И в конце апреля мы без зрителя сдали спектакль. Для меня это была первая сдача спектакля в пустой зал», - сказал Дмитрий Стертюков.

Но с непривычными ощущениями сегодня столкнулся, по словам Дмитрия, весь мир.

«Кроме всего, я учусь заочно на режиссёра и сейчас у меня сессия - разумеется, дистанционная. И вроде бы удобно: ехать никуда не надо, и временное жильё себе и собаке искать не нужно, а стресс при этом жуткий. Непонятно, как писать конспекты, как отправлять домашние задания. В общем, история практически такая же, как когда меня, левшу, в школе пытались заставить писать, как все, - правой», - говорит Дмитрий.

Готовь сказку летом

Сейчас театр потихоньку начинает работу - всё так же, в перчатках, масках и с дистанцией в полтора метра, но репетиции возобновились. Идут читки, проходит творческая инвентаризация внутри театра. Приступили к постановке новогодней сказки.

«Нам сразу было понятно, что этот театральный сезон уже закончился и пора готовиться к новому. Хотя, когда он стартует, не знает никто, - отмечает драматург. - Но в любом случае актёры рады, наконец, выйти из дома. А я при всей кажущейся общительности, наверное, затворник. Для меня самоизоляция прошла незаметно».

   
   

Перспектива в будущем сезоне играть спектакли в медицинских масках перед полупустым залом, где зрители сидят в защитных костюмах на безопасном расстоянии, Дмитрия не вдохновляет.

«Будем надеяться, что до этого не дойдёт. Хотя в репертуаре нашего театра есть спектакль, идеально подходящий. Называется «Чисто семейное дело»: всё действие происходит в больнице, и там все до единого актёры могут совершенно оправданно ходить в масках. А вот Шекспира в маске не поиграешь. С другой стороны, в древнегреческом театре вообще все были в масках, но, правда, другого толка, да и роли исполняли только мужчины. Но лично я хочу верить, что наш театр не превратится ни в больничный, ни в древнегреческий», - смеётся Дмитрий.

Коронавирус - это триллер

При всех минусах нынешней реальности есть и плюсы: коронавирус поводов для полёта фантазии и создания новых сюжетов даёт с избытком.

«Если бы я писал коронавирусный триллер, то сюжет бы опирался на теорию заговора. Просто исходя из того, насколько разноречивая информация о вирусе поступает, да и много есть болезней, от которых людей куда больше умирает, а паники такой нет. Конфликт бы строился вокруг ущемления прав людей. Вокруг всего этого легко можно написать очень острую социальную пьесу, - отмечает Дмитрий.

Будем надеяться, что скоро эпидемия уйдёт, и коронавирус останется только в памяти, а также в кино, театральных постановках и ночных кошмарах о самоизоляции».