Незнакомый Эрмитаж открыла хабаровчанам выставка в художественном музее

Тихая жизнь голландского натюрморта застыла в ожидании человека © / Ольга Аполлонова / АиФ

В Дальневосточном художественном музее проходит выставка произведений из коллекций Эрмитажа. Впервые за 80 лет коллекции Приморской государственной картинной галереи (Владивосток) и художественного музея (Хабаровск) слились в одну экспозицию.

   
   
На выставке собраны живопись, графика и скульптура, переданные двум музеям в 30-е годы прошлого века Эрмитажем. Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

«Проект возник в прошлом году, когда отмечалось 250-летие Эрмитажа, - рассказала «АиФ – Дальинформ» Наталья Левданская, заведующая научным отделом Приморской государственной картинной галереи, куратор выставки «Неизвестный Эрмитаж» во Владивостоке. - Когда эти две коллекции собираются вместе, они поддерживают друг друга - в одной нет того, что есть в другой. Во Владивостоке хранится живопись западно-европейского искусства, начиная от эпохи Возрождения и до XX века, а в Хабаровске - графика и фарфор».

В конце 2014 года выставка «Неизвестный Эрмитаж» открылась в приморской картинной галерее. Хабаровчане специально приезжали во Владивосток, чтобы посмотреть коллекцию, не зная, что через полгода она приедет в краевую столицу. В Приморье не выставлялся фарфор - очень дорого и сложно перевозить изделия, возраст которых несколько сотен лет.

Фарфор из Эрмитажа имеет только хабаровский художественный музей. Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

«Интересно, что в Дальневосточный художественный музей попали изначально эрмитажные вещи, - уточнила Н. Левданская. - Их цари покупали у авторов специально для Зимнего дворца в разные периоды. А наши вещи, в основном, до того, как попасть в Эрмитаж, были ещё в частных коллекциях у известных людей. Голландская живопись, например, хранилась у известного географа и исследователя Семёнова-Тян-Шанского».

В картинах из коллекции географа можно увидеть характерные особенности голландской живописи эпохи Возрождения. А самая старинная картина, приехавшая в Хабаровск, - «Благовестие пастухам» XVI века.

«Посмотрите на портреты голландских мастеров, - обратила моё внимание Наталья Левданская на картину художника Ян-Антониса ван Равестейна (1572 – 1657). - Здесь явно видно влияние голландской школы, а именно Рембрандта. Видна работа со светом и тенью, на картине выделено только лицо. Художник показывает внутреннюю мудрость человека».

Натюрморты, или «Stil-leven» (тихая жизнь) - так называли этот жанр живописи сами голландцы, дышат и живут спокойствием и размеренностью. Но в этой жизни вещей незримо прослеживается присутствие человека. Вот он налил в бокал вина, отломил кусочек хлеба, начал чистить лимон, немного сдвинул край салфетки на столе и куда-то отошёл. А предметы застыли и ждут, когда он вернётся. На выставке есть натюрморт работы неизвестного художника примерно XVII века, выполненный на дереве. В ту эпоху голландцам ещё не были известны холсты.