«Наша тема». О чём невозможно молчать

По крутости диалогов читку можно сравнить с фильмами Тарантино. © / Сергей Плотников / личный архив

В этом году - как многие заявляли за всё время «Нашей темы» - фестиваль заметно и качественно вырос. При всём том, что, на мой взгляд, он прошёл более аскетично, нежели предшествующие, он выполнил основную задачу - удивил зрителя и заставил задуматься о многом.

   
   

Эскизов в этом году было обильно много, режиссёры ставили серьёзные задачи перед постановочной частью, логистика удивляла даже не вовлечённого во все эти дела зрителя.

Каюсь, немного спектаклей я обошёл на этой лаборатории, от того целостной картины не сложилось. Буду говорить о том, что видел и слышал лично.

Покрышки и УК

На эскиз с провокационным названием «Поджог покрышек с точки зрения Уголовного кодекса. Пётр Павленский» в режиссуре Петра Нестеренко я шёл с определённым скепсисом. Личность скандального акциониста Павленского меня особо не интересовала. Но спектакль-читка меня затянул, хотелось обсуждать, думать, рассуждать. Читка «диалогов» следователя и Петра Павленского захватывала своей нетипичностью, Александр Зверев, читавший за Павленского, удивлял своим сходством и точностью исполнения. В какой-то момент показалось, что там сидит действительно Павленский. Пётр Нестеренко неожиданно бойко справился с текстом следователя, что в свою очередь подарило симпатии со стороны зрителя «сатрапу и душителю свободы».

Минималистичное действо выглядело эффектно, дополняли диалоги видео, сделанные Петром с коллегами по театру. Там был и одиночный пикет против чего-то, и акционизм по-хабаровски.

По крутости диалогов читку можно сравнить с фильмами Тарантино. К концу эскиза, по-моему, некоторые зрители были готовы не только словами отстаивать свою точку зрения, грозя стереть в порошок и оппонента, и режиссёра.

«Облако в штанах» в кустах

Ещё один спектакль-эскиз, по совпадению, тоже от Петра Нестеренко - поэма Владимира Маяковского «Облако в штанах». Подумаешь, стихотворение из школьной программы, скажете вы? А вот и нет.

   
   

В смысле, я тоже проходил эту поэму в старших классах и тоже, мягко скажем, не понял. Вот прошли годы, и перед спектаклем я прочёл её снова. Эффект получился неслабый: то, что было раньше непонятным, внезапно стало простым и близким. Будто спала завеса тайны, и единственное, чего я не мог понять: как ЭТО написал человек 22 лет от роду? Но я отвлёкся.

Произведение известное, как им удивить тюзовскую публику, привыкшую ко многому?

«Идея сделать что-то на основе такого произведения, как «Облако в штанах», в моей голове пульсировала на протяжении многих лет. Оформилась эта мысль только к этой лаборатории «Нашей темы», - рассказал режиссёр, актёр Пётр Нестеренко.

Представьте: полночь, театр, автобус. Зрителей везут куда-то, кажется, за город. Темно, редкие фонари выхватывают из мрака деревянные заборы, покосившиеся дома. Трясёт - мы же не по асфальту едем. На выходе нам зачем-то раздают голубые бахилы, мы идём, уже пешком, ориентируясь на свет фонариков впереди идущего.

Удар колокола возвестил начало спектакля. Из кустов появился Пётр с горящей свечой в руках. Потом всё-таки зажглись рампы, актёр вбил в землю стенд с надписью «Сцена» и началось.

Маяковский из тех поэтов, кого невозможно читать «про себя» и очень тяжело - вслух. Совершенно иное дело, когда это делает профессионал, наполняя знакомые с юности строки новыми смыслами.

«Меня сейчас узнать не могли бы: жилистая громадина стонет, корчится. Чего может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется!». Казалось, что уже не хабаровский актёр стоит в чистом поле - сам поэт вышел к нам, его корёжит в сердечной муке, и не ветер шуршит травой, а нервы бегают вокруг.

Пётр Нестеренко, проходя каждую часть произведения, дал людям немного перегрузиться, и помогали этому эффекту нетленки Виктора Цоя, которые возникали в перерывах под слегка глумливое «Прослушайте песню…» ведущего.

Финал порвал всех. Внезапно из тьмы и травы поднялись женщины в белых одеждах и а капелла исполнили революционный манифест. Тут замолчали даже комары.

На обратном пути зрители тоже были молчаливы: то ли решали, какое произведение Маяковского перечитать, то ли не могли прийти в себя от абсурдности увиденного.

В любом случае и этот эскиз справился с общей целью фестиваля: удивить и заставить задуматься.

СПРАВКА

Итоги фестиваля-лаборатории актуальных текстов «НАША ТЕМА».

По решению жюри номинации распределились следующим образом:

лучшая женская роль - Ольга Рузманкина в спектакле «Старосветские помещики. WTF»;

лучшая мужская роль - Юрий Бондаренко в спектакле «Коля против всех»;

лучшая режиссура - Павел Макаров за спектакль «Неодушевлённая Галина номер два»;

лучший спектакль - «Бонни и Клайд», режиссёр Виталий Фёдоров;

специальный приз жюри получил режиссёр Александр Зверев за «острое и провокативное решение актуальной темы» в спектакле «Я позвоню своим братьям».

Смотрите также: