Жена – штурман, муж – пилот. Можно и наоборот

личный архив

Захватывало ли вас что-то до такой степени, что вы забывали моргать? Так захватывает прохождение ледовой трассы гонщиков-любителей на соревнованиях по ралли-спринту. Алла Доценко, штурман и пилот, рассказала, как меняется жизнь, когда в нее врываются скорость и виражи.

   
   

Когда жена может указывать мужу, куда ехать

Елена Кочегарова, «АиФ-Дальинформ»: Наверное, это удобно, когда жена – еще и штурман в твоем экипаже?

Алла Доценко: На самом деле семейных пар в автоспорте много. Жена-штурман – это действительно удобно. Ведь штурман нужен для того, чтобы диктовать пилоту траекторию движения. И от того, насколько слаженно действуют оба, зависит результат. Тут важно понимать друг друга с полуслова и абсолютное доверие, а это достигается не сразу. Кроме того, какой-то посторонний штурман может вдруг сказать: знаешь, я не могу сегодня. А жена – вот она, всегда рядом. Это уже, конечно, ближе к шутке.

- То есть супружеские отношения идут на пользу спортивному результату. А в обратную сторону это работает? «Общий спорт» улучшает семейные отношения?

- Конечно, любое совместное увлечение,  которое дает возможность общаться вне рутины и быта, всегда сближает. Это огромный плюс.

- А не бывает, что ругаетесь из-за каких-то спортивных моментов?

- Бывает, но это рабочий процесс. Часто происходит притирка на «прописке» - ознакомительных заездах, когда я в тестовом режиме читаю стенограмму – запись конфигурации трассы – и что-то делаю не так. Но это позволяет внести корректировки и потом во время боевого заезда сделать максимум. Вообще, у мужа есть такая хорошая черта – он не волнуется во время соревнований. Перед ними может навести суету, а в ходе заездов – кремень. Но вот когда мы пересели, и я начала карьеру пилота… Муж делится опытом, подсказывает и порой реагирует на мои ошибки весьма эмоционально. Поначалу вообще за «ручник» хватался. На прошедших соревнованиях тоже выруливали в три руки, чтобы с трассы не вылететь. Я пока еще неопытный пилот. А вот штурманить – это прям моё, сразу все получалось.

   
   
Фото: личный архив

«Впереди левый один, а потом прямик»

- Как ты стала штурманом?

- Муж давно увлекался гонками. А в 2018 году Хабаровская федерация автоспорта начала организовывать ралли для любителей, и вот тут-то и понадобился штурман. В спринте еще можно запомнить трассу и обойтись без него, но в больших гонках на два дня, где набирается в сумме до двухсот боевых километров, не считая перегонов, конфигурацию нереально держать в голове. На ознакомительном проезде пилот диктует штурману стенограмму - свое видение трассы, а штурман ее записывает, чтобы потом диктовать ее пилоту. И если за снежным бруствером не видно, что дальше, а штурман говорит, что «впереди левый один (самый пологий поворот), а потом прямик», пилот должен просто верить напарнику и «валить». В коротких заездах мы тоже это используем, потому что получается быстрее и помогает лучше подготовиться к большим ралли.

- Как все прошло в самый первый раз?

- Перед первыми соревнованиями мы потренировались на компьютерной игре, чтобы синхронизироваться, что и как нужно говорить, в какой момент. Потом поездили вживую на затоне. И сами соревнования - это такой восторг! 3-4 дня полного погружения в атмосферу, целый день катаешься, пока ждешь другие экипажи, общаешься, там своя тусовка увлеченных общим делом людей. Конечно, устаешь, но это классно! Затянуло с первого раза. Тем более, что тогда из-за небольшого количества участников мы выступали в одном зачете даже вместе с полноприводными машинами. И победили, благодаря аккуратности пилота и безошибочному расчету  штурмана.

Фото: Артем Шевченко / личный архив

Поучаствовать может каждый

- Наверное, чтобы гонять по льду, нужна особым образом прокачанная машина?

- Подойдет любая гражданская машина, на которой мы ездим каждый день. Можно поехать за хлебушком, а заодно поучаствовать в ралли. Из того, чего обычно нет у каждого автолюбителя, для участия в гонках необходим шлем. Подойдет мотоциклетный или автомобильный, а на крайний случай можно попросить у других участников. Новичков принимают тепло, понимают, что нужна новая кровь, и если человека зацепит, он потом начнет готовиться целенаправленно. Конечно, если бороться за призы, нужно приобрести отдельный комплект резины только для соревнований. Но чтобы попробовать свои силы, достаточно той, на которой ездишь каждый день. Кроме того, машины участников делятся на категории. Вам на жигулях не придется конкурировать с полноприводным авто. В том и интерес, что показать хороший результат в своем классе вполне реально.

- И жигули участвуют?

- А почему нет? В любительских соревнованиях нет таких жестких требований к технике, как у спортсменов. Вот там список серьезный, важен даже материал комбинезона и обивки кресел – он должен выдерживать 60 секунд в пламени. Все должно быть сертифицировано, потому что безопасность стоит на первом месте. Но и скорости там другие. У нас, в любительском спорте, тоже, конечно, идет развитие. За три года уровень постоянных участников вырос многократно, все больше людей задумываются о том, чтобы завести отдельную машину для участия в профессиональных гонках. Ну и постоянные тренировки делают свое дело.

- Где вы тренируетесь? И на что это похоже?

- Основная площадка – затон Кирова, а еще в разные годы подключается озеро в Некрасовке. В начале сезона муж вооружается шуруповертом и исследует ледовое покрытие акватории. У него есть целая таблица, какой слой льда безопасен для какого веса автомобиля, при какой толщине нельзя кучковаться. Потом они с энтузиастами размечают трассу. И когда есть снег, все решается просто, достаточно пройтись грейдером, и границы четко обозначены. И ехать в снежном коридоре интереснее, потому что не видно, какие повороты поджидают тебя впереди. А когда снега нет, то начинается головная боль. Изобретаются разные способы разметить 2-3 километра так, чтобы трасса хорошо читалась. Например, намораживали цветные ледовые фигурки, как в садике. Все это очень трудозатратно и ненадолго, приходится постоянно устранять нарушения разметки, ведь доступ на ледовую акваторию открыт для кого угодно. Кроме того, посторонние объекты необходимо не только разместить на льду, но потом еще и убрать, потому что весной лед растает, и все это попадет в водоем. Опыт показывает, что желающих размечать трассу находятся единицы, кататься любят все, а наводить порядок в конце сезона – обычно никого.

- В любительских стартах сильно убиваются машины? Точно домой потом пешком не придется идти?

- За три года был единственный инцидент, да и тот случился на парковке, когда притерлись две соседние машины. На самой трассе происшествий не было. Когда зимой выпадал снег и трасса размечалась высокими снежными брустверами (такое еще бывает на этапах кубка в Комсомольске), иногда приходится вытаскивать завязшую машину, но не более. Участники стартуют через каждые полминуты-минуту, дорога достаточно широкая, чтобы объехать конкурента, если вдруг он по какой-то причине тормозит. У нас не массовые старты, как раз чтобы машины не встречались на трассе. Неконтактный вид спорта.

Фото: Артем Шевченко / личный архив

Главная миссия автоспорта – безопасность на дорогах

- Вы выиграли первый этап 5 января в Комсомольске. Как откатали в прошедшие выходные второй этап чемпионата края на Кировском затоне?

- У меня золотая медаль за штурманство и почетное последнее место за пилотирование. Соревнования показывают твои слабые места, о которых даже не подозреваешь. На ровном участке льда, где надо было подразогнаться, я потеряла контроль над машиной и в панике стала делать неправильные вещи. В результате вылетела с трассы. Теперь буду на тренировках пробовать разные скорости, чтоб научиться ловить машину в любой ситуации.

- Получается, подготовка и участие в соревнованиях повышает уровень вождения, это же и вне трассы пригодится.

- А еще у автосоревнований есть главная миссия - дать возможность людям, которым нравится гонять на машинах, делать это не на дорогах города, а на подготовленных трассах, максимально безопасно для себя и окружающих.