Топливный кризис в Хабаровске. Как это было

Александр Ефанов / АиФ

Ситуация с бензином в Хабаровске начала налаживаться в прошлую субботу, 6 февраля. К середине текущей недели очередей, глядя на которые жители города вспоминали 90-е годы, в краевой столице не осталось. Но и сегодня жители не только Хабаровского края, но и Приморья, и Амурской, и Еврейской автономной областей продолжают обсуждать топливный кризис. Во все эти регионы поставляет бензин хабаровский нефтеперерабатывающий завод.

   
   

«Остановка установки»

Перебои с топливом стали очевидны для хабаровчан к 27 января. На АЗС крупной компании «ННК», которой принадлежит местный нефтезавод, бензин АИ-92 и АИ-95 с конца января сначала стали продавать только по топливным картам. То есть, только юридическим лицам – корпоративным клиентам. В дальнейшем бензин там закончился, а очереди к заправкам АЗС «Роснефть» и «Ресурснефть» все росли. Операторы «ННК» отказывались отвечать на вопросы водителей о том, что случилось. Некоторые из них ссылались на то, что всем сотрудникам и АЗС, и нефтезавода запрещено говорить об этом под страхом увольнения.

Тем не менее, слухи по городу циркулировали. Говорили, что на заводе произошла серьезная поломка – из-за несвоевременной подачи масла вышел из строя компрессор, приобрести который в Хабаровске невозможно.

Первая официальная версия того, что произошло на ХНПЗ, была озвучена в конце января: плановая модернизация.

Несколько дней спустя Минэнерго РФ и ФАС РФ в совместном официальном сообщении представили другую:

«В рамках специально созданной оперативной группы вырабатывались решения, направленные на нормализацию ситуации на топливном рынке ДФО, возникшей в результате остановки установки, обеспечивающей выпуск автомобильного бензина на Хабаровском НПЗ. Остановка установки каталитического риформинга на Хабаровском НПЗ (принадлежит АО «ННК») из-за технических проблем с компрессорным оборудованием в январе 2021 года привела к выпадающим объемам производства автомобильного бензина – 2 тысяч тонн в сутки (около 30 тысяч тонн за период ожидаемого простоя)».

Бензиновый вопрос был взят в Минэнерго на особый контроль. С 1 февраля начались отгрузки топлива из хранилищ Росрезерва, расположенных на Дальнем Востоке.

   
   

«Железнодорожным транспортом топливо из госрезерва доставляется в Хабаровск, Благовещенск, Уссурийск и другие населенные пункты региона», – сообщало Федеральное агентство по государственным резервам.

Также дополнительные поставки топлива обеспечили за счет нефтезаводов Сибири.

Фото: АиФ/ Дмитрий Власов

Черная среда

Но первый состав пришел только в ночь на 4 февраля, а пика бензиновый дефицит достиг в среду, 3 февраля. Водители по четыре-шесть часов стояли в очередях. АИ-92 и АИ-95 стал заканчиваться и на части АЗС «Роснефть» и «Ресурснефть», где ранее имелись в наличии без перебоев. Кто-то и ночевал в очередях, кто-то бросал у заправок машины, в которых за время ожидания заканчивались остатки бензина.

На АЗС происходили конфликты, порой перерастающие в драки. Проблемы с топливом становились причиной ДТП – автомобили бились и на территориях АЗС, и врезались в незамеченные в сумерках машины, заглохшие без топлива и брошенные.

Не обошлось без желающих нажиться на проблеме. С 3 февраля в соцсетях и мессенджерах появилось множество объявлений о перепродаже топлива. АИ-95 средней стоимостью 48 рублей за литр предлагали купить за 80 рублей, но уже 4 февраля цена за литр бензина «с рук» достигла 150 рублей.

Пока одни приезжали заправляться с десятью 20-литровыми канистрами на продажу, другие продавали места в очередях за бензином.

«Продам место. Впереди меня всего три машины», – гласили объявления.

Ситуацию с дефицитом бензина в Хабаровском крае начала проверять прокуратура.

Фото: АиФ/ Дмитрий Власов

«Графики сбились»

И 4, и 5 февраля Хабаровск провел в огромных очередях. В субботу, 6 февраля, бензин был доставлен на большинство АЗС, но очереди еще встречались. В воскресенье ситуация в городе, по большому счету, нормализовалась.

«Ситуация с дефицитом бензина в Хабаровском крае стабилизировалась. На 14.00 понедельника в краевой столице на заправках сети «ННК» бензин марки АИ-92 был в свободной продаже на всех 52 станциях, а АИ-95 – на 40. При этом очередей на городских АЗС не отмечалось. По данным, представленным Хабаровским НПЗ, за двое суток предприятие выпустило 1270 тонн бензина марки АИ-95. Сейчас идет производство и АИ-92, и АИ-95. Но перебои в продаже еще возможны, так как нефтетрейдерам требуется время для доставки бензина по районам», – сообщила в понедельник, 8 февраля, пресс-служба правительства Хабаровского края.

К 9 февраля проблемы с топливом в крае сохранились в Ванино и Советской Гавани.

«В Советской Гавани и Ванино сложилась локальная ситуация с дефицитом топлива. Местным нефтетрейдерам не отгрузили закупленные ими на бирже партии, из-за чего возникли перебои с продажей бензина на автозаправках. Графики обеспечения независимыми АЗС потребителей края топливом сбились. Похожая ситуация сложилась не только в Ванино и Советской Гавани, но и в других районах края. Мы сейчас занимаемся ее урегулированием», – рассказал и.о. председателя комитета правительства края по развитию ТЭК Александр Чипизубов.

По его словам, в Ванино и Совгавань в понедельник отгружено 60 тонн бензина АИ-92, что при нормальном потреблении составляет примерно двухсуточный запас. Во вторник вечером в районы уйдет еще 60 тонн АИ-95, а к четвергу – еще 60 тонн АИ-92. Полученных 180 тонн должно хватить до конца недели.

Тем временем

В Амурской области жертвой перебоев с топливом стал дальнобойщик: ночью 5 февраля в селе Новопетровка (Благовещенский район) на его автомобиль напали местные жители 17 и 18 лет, чтобы слить топливо. Они разбили в машине стекла, а потом, когда водитель попытался дать отпор, стали стрелять ему в ноги. Нападавшие задержаны, потерпевший находится в больнице.