Я не поверила своим ушам. Неужели?.. Секреты успеха выяснить удалось у хозяйки подворья. И не только по телефону - познакомились лично. Надежда Шамко прилетела в Хабаровск, чтобы «пробить» средства для закупки кормов для своих бурёнок.
Улыбчивая, приветливая, небольшого роста женщина оказалась не коренной северянкой. Так кто же она, взвалившая на свои плечи изнурительный труд, и так ли нереально держать стадо на севере? В общем, обо всём по порядку.
На заработки
Надежда Шамко с мужем приехала в Аяно-Майский район из Житомирской области в конце девяностых. Позвали их туда родственники, ранее уехавшие из житницы Советского Союза на заработки. Вот и молодая семья Шамко, долго не раздумывая, в надежде заработать средства на покупку дома на родине, решила отправиться в дальний путь.
«Мы были совсем молодые. Приехали в Аян практически сразу после свадьбы, чтобы заработать на отдельное жильё. Мне было двадцать лет, и я совсем не представляла, куда еду, ведь родственники нам подробности не рассказывали. Добирались мы с мужем с Украины до Аяно-Майского района 15 дней! Сначала было всё по плану. Прибыли на самолёте в Хабаровск, затем в Николаевск-на-Амуре. А вот там-то и пришлось застрять на две недели из-за отсутствия погоды в Аяне. Жили в жутких условиях, никого не зная вокруг», - вспоминает Надежда.
«Я была с детства знакома с ведением подсобного хозяйства. У нас дома всегда была скотина. Когда приехали в Аян, тоже завели корову. Тогда много местных жителей держали скот, потому что в район завозили достаточно кормов. Однако в середине девяностых поставки в разы уменьшились, и стало тяжело. Постепенно живность исчезла из хозяйских дворов», - отметила фермер.
Своё зверьё
Прошло два десятка лет. Времена изменились. В Хабаровском крае, в том числе в его северных районах, стали возрождаться семейные фермы. Вот и Надежда решила вернуться к этому делу. Причём, подвигнул её на фермерство глава Аяно-Майского района Алексей Ивлиев.
«В прошлом году Алексей Алексеевич мне предложил начать семейный бизнес, и помогает сейчас во всех вопросах, которых, поверьте, в нашем северном крае возникает достаточно. Завезли мы из соседнего посёлка Нелькана быка, двух коров и двух тёлок. Ведь многие люди сейчас мечтают избавиться от живности: кто-то устал, кто-то переезжает. Поэтому закупить скот не составило труда, - отмечает Шамко. - А бык оказался такой ревнивый, что не подпускает к своим бурёнкам даже меня. Как-то раз замахнулась на него палкой, так он её рогами выбил из моих рук и двинулся на меня. Думала - разорвёт. С тех пор стараюсь с ним поласковей обращаться».
Животным, родившимся и выросшим в северных условиях, не приходится адаптироваться к новому климату, как заморским бурёнкам. В соседнем Нелькане морозы зимой доходят до 50 градусов, в Аяне потеплее. Вот и чувствует себя скотина так, как будто переехала в южные края. Может потому в Аяно-Майском районе не зафиксировано пока у домашней скотины жуткого заболевания лейкоза. Местные коровы не болеют, хорошо размножаются и дают достаточно молока.
Сейчас в хозяйстве Шамко уже девять голов, но в планах - увеличить поголовье. Причём средства на покупку крупного рогатого скота Надежда получила от краевого минсельхоза.
«Мне дали субсидию три миллиона рублей, и по плану в течение почти двух лет я должна их потратить на покупку одиннадцати голов. Уверена, что это у меня получится. Правда, с кормами до сих пор есть сложности. Летом стадо пасётся само, на арендованных полях, а зимой нужен дополнительный корм. Для нашего небольшого стада потребуется сена десять тонн. Его в наш район везут пароходом, а это достаточно дорого. Поэтому пришлось обращаться в краевой сельскохозяйственный фонд за ссудой», - объясняет собеседница.
Кто на свеженькое?
По утверждению предпринимателя, ссуда от государства - хорошее подспорье против банковских кредитов. Ведь сумму нужно отдавать частями, как только появляется прибыль, и процентная ставка при этом в разы меньше.
«Да, это очень удобно. Коровы у меня уже начали доиться. Появились излишки молока, творог, сметана, которые мы продаём в семейной лавке. Трудится сейчас на ферме вся семья. Я - на хозяйстве: кормлю, дою, бухгалтерией занимаюсь. Сын за переработку молочки отвечает, внучка - торгует. А селян-то не заставишь - ни пасти скот, ни доить. Многие даже не знают, с какой стороны к корове подойти, чтобы не лягнула», - сетует фермер.
Зато свеженькие сметану да творог раскупают в один миг. Жители Аяна, говорят, давно не пробовали настоящих деревенских молочных продуктов. Причём, за качество продукции семье Шамко краснеть перед земляками не приходится. Его (качество) подтвердила хабаровская экспертиза.
Поросята - ау!
В планах у Надежды - завести в своём хозяйстве поросят. А вот отыскать хрюшек во всём Аяно-Майском районе - большая проблема. Их уже не найдёшь ни в одном местном подворье, и свинину северяне давно уже видят только привозную, замороженную.
«Поросят я не могу даже привезти из Николаевска-на-Амуре. В самолёт с ними не пускают, даже если их разместить в клетках. Но поросята же маленькие, никому не будут мешать. Странно - собак, кошек можно, а их нельзя, - недоумевает Надежда. - А по воде - слишком долго. Корабль до нас идёт неделю. Кто их там будет кормить и убирать за ними? Сплошные сложности. А у меня и сарай для свиней есть, и, что самое главное - желание их растить. Раз уж разводить хозяйство, так разводить. Если появятся свиньи, затраты мои окупятся намного быстрее, потому что ближе к весне - к началу марта в магазинах нашего села становится пусто. Осенний завоз продуктов заканчивается, а нового нужно ждать. И тут бы моя свеженина как раз пошла бы нарасхват».